В Петербурге открылась выставка «Диалог поколений»

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» (набережная реки Мойки, 100) открылась выставка «Диалог поколений», объединившая около ста картин и графических листов деда и внучки, Бориса Шаманова и Анны Корнильевой.

В Петербурге открылась выставка «Диалог поколений» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Главный нерв этого проекта – не только показать качественное искусство, а рассказать о том, как внучка, с раннего возраста окруженная картинами деда, а потом учившаяся у него в Академии им. А. Л. Штиглица, выбирает свой собственный путь. Пишет картины, непохожие на произведения мастера и педагога. И в этом равная заслуга принадлежит и Шаманову, и Корнильевой.

Показать Бориса Шаманова «Петербургский художник» планировал еще в 2005 году, вскоре после своего открытия. Но через три года художник ушел из жизни, и только теперь во многом благодаря активности Анны Корнильевой удалось сделать их совместную выставку.

С начала 1970-х годов Шаманов входил в знаменитую ленинградскую группу «Одиннадцать». Его отличал интерес к русским художникам-символистам начала ХХ века, в частности к Борисову-Мусатову, а также к мирискусникам. Для них нежный цветочный натюрморт это не про растения, а про хрупкость человеческой души.

Как заметил на вернисаже искусствовед Алексей Бойко, в живописи Шаманов разговаривал на языке цвета, воздуха, пространства. Известно, что художник интересовался «деревенской» литературой, в частности поэзией Николая Рубцова. Но настроение его картин светло и спокойно, в них нет драматичности литераторов-«деревенщиков». Таковы портреты отца, дочери, внучки, натюрморты «Осенние листы» и «Последние цветы», пейзаж «Павловск. Серебряные ивы».

На вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о кумирах Анна Корнильева ответила: «Я поклонник Сезанна». И пояснила, что главные уроки деда состоят в том, чтобы никого не повторять, учиться у разных мастеров. А еще относиться к искусству как к служению: «Борис Иванович ежедневно работал у мольберта не менее двух-трех часов. Он считал, что иначе ты не художник».

Как Анна, до недавнего времени и сама преподававшая в Академии Штиглица, восприняла наставления деда, показывают «Натюрморт с масками», «Старые лампы», пейзаж «Ночной Петербург. Ледоход». Не знаю, как Сезанн, но Кончаловский, Машков и другие художники объединения «Бубновый валет», наверное, были бы довольны.

#выставка #художники #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (6859) от 08.02.2021 под заголовком «У мольберта дедушка и внучка».


Комментарии