В Петербурге открылась выставка «Академик исторической живописи Иоганн Конрад Дорнер»
Это имя вряд ли что‑то скажет публике. Но главный проект жизни художника видели все, кто бывал в Исаакиевском соборе. Выставка проходит в Голубом зале Музея Академии художеств.
Портрет баронессы А. Крейц./ФОТО предоставлено пресс-службой музея Академии художеств
Живописное убранство главного храма Российской империи выполняли лучшие мастера того времени. Дорнер написал двенадцать икон для алтарной части собора. Одиннадцать сохранились до сих пор. Одна пострадала в войну и заменена копией.
Проект межмузейный. Значительная коллекция работ Дорнера хранится в фондах музея «Исаакиевский собор». Материалы для выставки предоставили Эрмитаж, Русский музей, Новгородский музей-заповедник, Пушкинский Дом, Университет путей сообщения императора Александра I.
Музей Академии художеств выставку принял и удачно ее оформил. Первое, что бросается в глаза, — силуэт Исаакиевского собора на стене, на фоне которого три большие картины-иконы. На их историческом месте в соборе идут реставрационные работы. Выставка — редкая возможность рассмотреть картины вблизи. В храме они расположены на семиметровой высоте. К слову, в академии они не впервые. В этих стенах их показывали в 1852 году, когда проходила выставка всех икон, написанных для собора.
Из собрания музея-памятника «Исаакиевский собор» на выставке эскизы для икон. Это листы с цветными композициями, версии, выполненные в карандаше, а также подготовительные рисунки к образам святых. Они дают возможность проследить этапы работы мастера над ответственным заказом.
Из Нижегородского музея-заповедника прибыла картина «Невольницы» — единственное произведение в наследии Дорнера на ориентальную (восточную) тему, нахождение которого известно. В свое время картину купил Николай I. На выставке ее дополняют два наброска из собрания Исаакиевского собора.
Дорнер родился в многодетной семье в Бальдершванге, на границе Баварии и Австрии. Живописи учился в Королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене. В Петербург он приехал в 1843 году. На берегах Невы кроме заказа для Исаакиевского собора писал портреты, картины на религиозные сюжеты. В 1853 году Дорнер уехал в Рим, чтобы совершенствовать мастерство. Он планировал вернуться в Россию и получить заказ на оформление храма Христа Спасителя. Заказ не получил, остался в Италии, изучал живопись своего кумира — Рафаэля, писал картины, весьма преуспел. Работы Конрада Дорнера пользовались успехом у современников. Написанные им полотна находились в собраниях европейских и российских монархов и членов их семей, некоторые произведения становились достоянием музеев. Ему заказывали портреты для родовых галерей в дворянских усадьбах, его картинами украшали жилые покои особняков и дворцовые интерьеры.
Однако в водовороте исторических событий первой половины ХХ века многие работы художника были утрачены. Со временем имя Конрада Дорнера оказалось забытым. История не самая печальная. Были художники, слава к которым пришла после смерти. Дорнер при жизни пользовался известностью. Судьба улыбнулась ему еще раз.
Память о Дорнере сохранилась на его исторической родине в Австрии. В Германии у дочери художника Марии остался архив. Она была личностью яркой, экстравагантной, прожила долгую жизнь, умерла в возрасте 100 лет. Детей не имела, свое имение в Германии, как и все, что там находилось, включая архив отца, оставила молодому музыканту Генриху Пфаффу. В 2014 году в рамках Года Германии в России архив привезли в Петербург и подарили музею-памятнику «Исаакиевский собор». В нем свыше 70 графических листов, альбом с набросками и рисунками художника, семейные письма, фотографии и даже паспорт Дорнера, с которым он уехал из России в Италию. В паспорте значится, что он австрийский подданный. Любопытно, что в Мюнхенской академии художеств его считали немцем, а в Риме, куда он приехал из России, русским.
Архив стал отправным пунктом для исследования.
— На тот момент был известен единственный аспект творчества Дорнера — работы над иконами Исаакиевского собора, — рассказывает автор монографии о художнике Ольга Жарковская. — Интересным документом оказался паспорт. Расшифровав записи и штампы, узнали, в каких городах побывал художник, составили маршрут его следования. Это была новая информация. Благодаря переданным из Германии документам, фотографиям и рисункам удалось найти некоторые картины. К примеру, в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске обнаружилась картина «Гретхен за прялкой» из собрания князя Барятинского. Там она называлась «Орлеанская дева», не было известно, кто ее написал. Картине возвращено имя автора и первоначальное название. В Исаакиевском соборе хранится подготовительный рисунок к ней.
Как говорит Жарковская, в настоящее время в связи с возросшим интересом к художественному наследию мастера удалось выявить более сотни картин.
В прошлом году у исследователей возникло предположение, что на портрете «Неизвестной» из Эрмитажа может быть изображена Антуанетта, одна из дочерей героя войны 1812 года Киприана Антоновича Крейца. Она умерла в возрасте 18 лет в год написания портрета — в 1838 году. Когда была расшифрована с трудом читаемая надпись в левом нижнем углу картины, подтвердилось предположение, что изображение может быть посмертным, художник писал портрет по памяти. Теперь его можно видеть на выставке. Как и портрет Леониллы Ивановны Сайн-Витгенштейн, урожденной княжны Барятинской, из частного собрания семьи Полевских. И с ним связана интересная история.
Несколько лет назад на одном из антикварных сайтов появился рисунок женской руки, на котором были инициалы Конрада Дорнера. Но ни к одной известной на тот момент его картине рисунок не подходил. До тех пор, пока исследователь Евгений Пылаев не сообщил, что в одном из частных собраний Петербурга находится портрет Леониллы Витгенштейн работы Дорнера. По репродукции стало понятно, что это подготовительный рисунок к портрету.
— Музей не только хранит предметы искусства, но и старается почитать имена художников, архитекторов, скульпторов — всех, кто создавал убранство храмов-памятников, — говорит начальник экспозиционно-выставочного отдела музея-памятника «Исаакиевский собор» Марина Хайретдинова. — Это первая монографическая выставка о Дорнере. Творчество художника впервые показано в той полноте, какая возможна сегодня.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7505) от 20.09.2023 под заголовком «Картинам возвращают имена».
Комментарии