В Петербурге открылась культурная точка «Стрит-арт-хранение»
В нашем городе открылась необычная культурная точка — «Стрит-арт-хранение». Это открытый для публики фонд произведений искусства тех авторов, которые начинали как уличные художники. Или, работая в традиционных мастерских, стали использовать эстетику граффити и стрит-арта в своих картинах, рисунках, скульптуре.
ФОТО АВТОРА
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Алина Зоря, куратор «Стрит-арт-хранения», работа над проектом велась больше года. «Я называю собранные нами произведения искусством «уличной волны». Оно разное: у художников разные образование, тщательность исполнения, техники. Это не только всем известные баллончики с краской. Одни, как Андрей Люблинский, пришли из дизайна и практик создания объектов в общественных пространствах (его работы находятся в Петербурге и Перми), другие, как Стас Багс, прежде создавали муралы — большие изображения на брандмауэрах. Некоторые художники, как Миша Маркер, продолжают работать на улицах», — поясняет Зоря.
В 2022 году создатели «Хранения», которое теперь существует в пространстве «Севкабель Порт» на средства отечественных меценатов, посетили мастерские художников в пяти городах — Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре. Маршруты экспедиций подсказала Анна Нистратова, директор петербургского Института исследования стрит-арта, которая живет в Нижнем Новгороде и хорошо знакома с художниками «уличной волны» в регионах.
Для «Хранения» приобретались не только картины и рисунки, это могли быть отработанные трафареты, эскизы росписей, фотографии уличных работ и т. д. Кроме авторов из названных городов в «Хранении» отдельными работами представлены художники из Великого Новгорода, Тольятти, Перми и Владивостока. В итоге было собрано около 400 работ 48 художников.
Сейчас публика может увидеть примерно половину. Картины помещены на вертикальные сетки в специальные выдвижные боксы. Графика на бумаге и фотографии хранятся горизонтально в стеллажах с выдвижными «ящиками». Все как в музейном фондохранилище. Некоторые картины развешаны по стенам для экскурсий, они будут меняться каждые несколько месяцев. Соответственно, поменяется и содержание рассказов об «уличной волне».
Сейчас запущена пилотная версия экскурсии, рассчитанная на полтора часа. По моей просьбе Зоря уложила ее в 15 минут. Она начинает с того, что уличное искусство — разное в разных городах. Для художников Нижнего Новгорода характерны социальная направленность, тесная связь с эстетикой народного творчества региона, тенденция к повествовательности. У екатеринбуржцев доминируют концептуальные высказывания, внимание к изображению текста. В Самаре сильна субкультура граффити. В Петербурге развито использование мелких наклеек и постеров.
Первая остановка экскурсии у картин самарского художника, работающего под именем Святослав Spater. Он пишет только собственное имя, его задача придумать необычный шрифт. «Мне приходит в голову сравнение со спортивной гимнастикой. За очень ограниченное время надо накрутить такое количество трюков, чтобы соперник убедился в твоем творческом превосходстве», — комментирует Зоря.
Петербуржец Саша Трун создает абстрактные композиции из «осколков» букв. Для зрителя будет настоящей головоломкой понять последовательность нанесения линий, которые бесконечно ныряют одна под другую или закручиваются. Еще один петербуржец, Максим Има, создает одним движением «линию» шириной до 60 см. В таком случае краска не плотно заливает холст, просвечивает его текстура.
Кроме граффити-стратегии — «я есть» существует другая стратегия уличного искусства — «я думаю». Тут важна не технология, а содержание, от стихов до общественных жестов. Петербуржец Турбен изобразил «Брейк-данс» в серии «Счастливое детство», а члены нижегородской группы «Той» вспомнили о том же периоде жизни в картине «Мальчик в зеленке».
Владимир Чернышев из Нижнего Новгорода построил в лесу бетонный павильон автобусной остановки и нарисовал на его стенах звезды. Автор приглашал туда только самых близких друзей, чтобы вместе с ними разделить чувство найденного приюта. Павильон был разобран, осталась фотодокументация. Она и находится в «Хранении».
Завершают показ работы москвича Александра Цыпкова, который называет свое искусство «православным стрит-артом». Его задача — распространение христианских ценностей, которые он искренне разделяет. Иконописец по образованию, Цыпков искал заброшенные храмы и расписывал их. Сейчас проводит фестивали искусства в общественных пространствах.
В ближайших планах «Стрит-арт-хранения» — закупить издания по уличному искусству, чтобы сформировать библиотеку для тех, кто намерен изучать это явление. Также исследователям будет доступен полный электронный каталог всего собрания с текстами о каждой работе и авторскими комментариями, которые были записаны в ходе поездок по мастерским художников. В течение следующих двух лет сотрудники намерены посетить еще девять городов и приобрести в каждом по несколько десятков работ.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7395) от 13.04.2023 под заголовком «С улицы — в музей».
Комментарии