В Петербурге обсудили творческое развитие детей с ограниченными возможностями

«Музыка без барьеров» – так называется состоявшийся в нашем городе Первый международный форум для педагогов, специалистов учреждений культуры, социальных центров, родителей, занимающихся творческим развитием детей и молодежи с ограниченными возможностями. В нем участвовали представители России, Латвии, Польши, Финляндии и Швеции. На форуме не раз звучало имя незрячего итальянского певца Андреа Бочелли: он вряд ли добился бы успеха и стал знаменитым на весь мир, если бы педагоги не занимались с ним индивидуально... Наши собеседники – организатор форума, президент региональной ассоциации общественных объединений «Женский альянс», ректор Санкт-Петербургского социально-экономического института Елена КАЛИНИНА и проректор, директор Центра международного и межрегионального сотрудничества Социально-экономического института Ирина ВОРОНЦОВА.

В Петербурге обсудили творческое развитие детей с ограниченными возможностями | ФОТО Дины СЕЙЦМАН

ФОТО Дины СЕЙЦМАН

Е. К.: – Мы попытались обозначить важную, на наш взгляд, проблему: в России, к сожалению, нет специальных программ, центров по повышению квалификации педагогов, занимающихся развитием творческих способностей детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Или, как мы говорим, с особыми потребностями. В результате такие педагоги совершенствуют свое мастерство только собственным опытом, путем проб и ошибок.

Да, для детей-инвалидов существуют специальные общеобразовательные программы. В нашем городе, например, есть замечательная школа Грота, но в ней дают общее образование, мы же говорим о творческом развитии не только детей, но и молодежи. В этом системного подхода у нас пока еще нет.

И. В.: – А почему? Потому что в законах Российской Федерации не прописано творческое образование детей с ограниченными возможностями. В законе «О социальной защите инвалидов в РФ» говорится только о необходимости получения инвалидами общедоступного бесплатного начального, среднего, среднего профессионального и высшего образования.

Да и «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не предполагают специального образования и повышения квалификации для педагогов, работающих в области творческого развития инвалидов. Люди с ограниченными возможностями здоровья не являются специальным объектом работы наших учреждений культуры, их, с «особыми потребностями», как бы не существует.

В программе «Доступная среда» много говорится о том, что для инвалидов должна быть обеспечена доступность в учреждения культуры... Ну хорошо, человек попал туда, а дальше что? Как с ним работать, научить его танцевать или петь?

Лешуков.jpg

ФОТО Дины СЕЙЦМАН

Подобный опыт есть в других странах, и зарубежные коллеги охотно им делятся. Особенно успешны в этом скандинавские государства, в частности Финляндия и Швеция. Там очень активно используют технические средства, всевозможные гаджеты, специальные приложения к смартфонам и планшетам, разрабатывают индивидуальные программы обучения музыке. Превозмогать, преодолевать самих себя – так с музыкой!..

Е. К.: – В северных странах на эту проблему давно обратили внимание, там и от государства больше поддержки. У нас все пока остается на уровне частных инициатив и общественных организаций.

В польском курортном городе Чехочинек уже двадцать четыре года подряд проходит музыкальный фестиваль для детей и молодежи с ограниченными физическими возможностями. Чтобы подготовить ребят к выходу на сцену, с ними работают логопеды, психологи, музыканты, вокалисты... Два года назад при поддержке нашего «Женского альянса» в этом фестивале принял участие и стал его лауреатом юный певец из Петербурга Антон Вакуленко. Но не менее важно и то, что на этом фестивале происходит общение педагогов, занимающихся развитием детей.

Два года назад при поддержке Совета министров Северных стран мы запустили проект «Музыка без барьеров», нацеленный на то, чтобы дети и молодежь с особыми потребностями могли интегрироваться в общество через музыкальное искусство. Кроме России в проекте участвуют Латвия, Польша, Финляндия и Швеция. Не со всеми из них у нас хорошие отношения на официальном уровне, а здесь, в рамках народной дипломатии, мы без особого труда находим общий язык. Людей ведь всегда объединяет общее дело.

Чтобы привлечь к проекту участников с Северо-Запада России, мы разработали специальную программу и получили под нее президентский грант. Таким образом, соединили возможности международного и российского финансирования.

И. В.: – Открытие форума и первый день его работы проходили в Международной академии музыки имени Елены Образцовой. Педагоги – а всего было больше двухсот специалистов коррекционных школ, социальных центров из Мурманска, Архангельска, Пскова, Великого Новгорода, Петрозаводска, Ленинградской области, Петербурга – проводили мастер-классы, открытые уроки, обменивались опытом, и в этом мы как раз и видели нашу главную задачу. Зарубежные участники выступали онлайн, через Интернет. Они записали свои уроки на видео, продемонстрировали их, а затем отвечали на вопросы участников форума.

Во второй день состоялся концерт российских и зарубежных исполнителей в «Колизее». Несмотря на пандемию, он прошел по всем канонам большого международного форума. Помогли волонтеры, дворцы учащейся молодежи и детского и юношеского творчества Московского района.

На сцене выступали колясочники, слабовидящие, те, кто страдает сложными дефектами речи. Мальчик-аутист исполнял на ударных рок-мелодии, слабовидящий ребенок с ментальными проблемами прекрасно играл на фортепиано... Увы, случается, что такие дети чувствуют себя ненужными. Мы помогаем им поверить в себя, выводим их на сцену.

Зачастую очень тяжело убедить родителей, что ребенку это нужно. Они говорят: «И что с того, что я приведу его учиться? А зачем?». Мы стараемся убедить родителей, что музыка помогает детям с ограниченными возможностями социализироваться...

Кроме концерта была организована и международная выставка творческих работ, выполненных людьми с особыми потребностями. Представлены были вещи самые разнообразные – панно, скульптура, анимационные фильмы, изображения на футболках.

Е. К.: – Радует, что круг участников нашего проекта расширяется. Вот совсем недавно присоединилась Дания...

Конечно, нужны постоянные площадки для общения педагогов, обмена опытом, и подобные встречи не должны становиться разовыми. Мы попытались обратить на это внимание. Очень важно привлечь тех, кто принимает политические и управленческие решения. Мы приглашали депутатов и из Госдумы, и из Законодательного собрания, но, увы, они не пришли. Был только представитель из городского комитета по образованию. А ведь гражданское общество – это всегда диалог, и задача власти – увидеть, услышать и отозваться на наши предложения.

#творчество #дети #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6789) от 21.10.2020 под заголовком «Превозмочь, так с музыкой!».


Комментарии