В Петербурге можно увидеть выставку «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России»
В Корпусе Бенуа почти до середины сентября Русский музей показывает выставку «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России». Выставка масштабная, в анфиладе залов живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Более 150 произведений, все из собрания музея. Что‑то на время переместилось из постоянной экспозиции.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Многое из того, что представлено в залах, зритель видел и знает. Здесь работы Валентина Серова, Льва Бакста, Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина и других талантливых мастеров. Художники разные, выставку отличает качество работ. Показать их в одном пространстве позволила тема — неоклассицизм — направление в искусстве начала ХХ столетия, оказавшее влияние на живопись, архитектуру, театр, музыку, моду и повседневную жизнь.
В поисках красоты и гармонии художники обращались к классике — Античности, Ренессансу во все времена. В начале прошлого века общее стремление создать высокий стиль охватило Европу и Россию. Пути европейского и российского неоклассицизма пересеклись. В нашей стране расцвет неоклассицизма совпал со строительным бумом перед Первой мировой войной и преобразил не только города, но и дворянские усадьбы. На выставке можно видеть эскизы Василия Шухаева и Александра Яковлева для росписей одного из частных московских особняков с изображением в рост прекрасных муз древнегреческой мифологии.
Художники «Мира искусства» создавали эскизы для украшения Казанского вокзала в столице. Идеи высокого стиля там воплощали Добужинский, Кустодиев. Бенуа, Серебрякова. Несколько произведений, связанных с подготовкой монументальных композиций для этого архитектурного сооружения, также вошли в состав выставки. Они хранятся в Русском музее. Ни один из множества готовых проектов убранства Казанского вокзала не был реализован. Началась Первая мировая война, потом революция….

Открытием для публики могут стать прекрасные женские портреты Савелия Сорина, крупного художника-портретиста, представителя русской эмиграции первой волны. Его работы малочисленны в отечественных музейных коллекциях, почти отсутствуют в частных, редко встречаются на выставках. Несколько десятилетий назад жена художника подарила музею коллекцию его работ.
Портреты на выставке — отдельный сюжет. Они представляют эпоху в лицах, начиная с «Автопортрета (Арлекин и Пьеро)» Александра Яковлева и Василия Шухаева до вождя всех народов в финале. Здесь есть изображения известных деятелей Серебряного века «Портрет М. Г. Лукьянова» Константина Сомова и «Портрет Р. И. Нотгафт» Бориса Кустодиева, автопортреты Казимира Малевича и Петрова-Водкина и даже собирательный женский образ эпохи — «Девушка в футболке» Александра Самохвалова.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7466) от 27.07.2023 под заголовком «Классика не стареет».




Комментарии