В Павловском парке воссоздали скульптуры на Оленьем мосту
В Павловском парке воссозданы скульптуры, утраченные больше века назад.
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
День установки последнего из четырех оленей выдался солнечным и безветренным. Кран бережно поднял обернутого стропами бронзового красавца и аккуратно опустил на мост, носящий имя Олений.
Еще несколько лет назад сама переправа нуждалась в восстановлении. После реставрации идея возвращения мосту исторического облика витала в воздухе: пару лет назад мост украсила временная композиция «Мечта об оленях», выполненная из гнутого металлического прута. К фестивалю «Императорский букет» ее увивали цветами, а зимой использовали для новогоднего оформления плаца.
Фигуры отдыхающих оленей, по паре с двух сторон переправы, выполненных по моделям немецкого скульптора Христиана Рауха, приобрел для Павловска великий князь Николай Константинович. Такое украшение пейзажных парков было в моде.
Модели скульптур были созданы в 1822 году по заказу великого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого, первые отливки установили перед его резиденцией в Нойштрелице. Затем олени стали появляться в других пейзажных парках Германии и Западной Европы. Неудивительно, что скульптуры, сделанные по тем же отливкам, украсили и российские великокняжеские резиденции - Стрельну, Знаменку, Ораниенбаум. Сегодня от них не осталось следа.
- Последнее упоминание об оленях в Павловске относится к 1920-м годам. В 1928 году они исчезли не только в Павловске, но и в Ораниенбауме, Знаменке, Михайловке, - рассказывает директор музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева. - В то время страна искала валюту, не только продавая музейные шедевры, но и переплавляя металл. Не исключено, то же произошло с павловскими оленями.
Исследовательская работа научных сотрудников музея привела в Туркестан - нынешний Узбекистан. Там есть место, где до сих пор стоят такие же олени, как были в Павловске. В Ташкенте перед своим дворцом их разместил сосланный сюда Николай Константинович Романов. Историки полагают, что скульптуры были доставлены в Ташкент из Стрельны.
Они и были выбраны для воссоздания оленей Павловского парка. Вера Дементьева не скрывает, что идею одобрила не сразу. Как у специалиста по охране памятников, в приоритете у нее не воссоздание, а реставрация. А в Павловске есть еще с этим проблемы, ждут реставрации Большие дворцовые оранжереи, Краснодолинный павильон...
История с оленями развивалась в течение двух лет и вылилась в совместный проект России и Республики Узбекистан в рамках межпарламентского соглашения. Представители Узбекистана выступили с инициативой безвозмездно выполнить копии бронзовых скульптур и подарить их российской стороне.
В процессе подготовки выяснилось, что перед дворцом в Ташкенте стоят четыре одинаковые скульптуры. В Павловске пары отличались друг от друга. Условно говоря, это были особи молодые и зрелые, что заметно по величине рогов, фактуре шерсти и даже постановке корпуса. Так что в дар «Павловск» получил только одну пару оленей - копии, выполненные из бронзы узбекским скульптором Джасвантом Анназаровым.
Вторая пара по заказу музея-заповедника отлита в петербургской литейной мастерской по проекту скульптора Владислава Маначинского, созданному с учетом исторических фотографий и параметров оригинальных фигур, сохранившихся в Ташкенте. Оленей, установленных на Оленьем мосту, покрыли патиной, придав им графитовый оттенок, напоминающий о том, что у их предшественников была такая же «масть».
По словам Веры Дементьевой, реставрация Оленьего моста и возвращение скульптур продолжают возрождение этого участка Павловского парка. В планах музея-заповедника воссоздание паромной переправы на остров Ливен и реставрация одноименной колонны. Остров и колонна названы в честь княгини Шарлотты Ливен, воспитательницы детей первых владельцев Павловска - Павла Петровича и Марии Федоровны.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6760) от 10.09.2020 под заголовком «Олени снова на мосту».
Комментарии