В парадные залы Александровского дворца Царского Села вернулись люстры XVIII века
Каждая из трех люстр конца XVIII века — на 100 свечей. Светильники выполнены из бронзы, стекла и хрусталя и впечатляют своими размерами: высота 3,5 метра, вес — более 240 килограммов. В коллекции музея нет других с такими размерами и рассчитанных на такое количество свечей.

Подобный тип люстр разработал итальянский архитектор Джакомо Кваренги для оформления парадных дворцовых залов. Сочетание золоченой бронзы и бликов хрусталя, особенно при зажженных свечах, создавало необычайный зрительный эффект.
Первоначально люстры создавались для Георгиевского зала Зимнего дворца, но в этом интерьере никогда не находились. Они были заказаны в количестве восьми штук в петербургской бронзолитейной мастерской Иоганна Цеха, которая специализировалась на производстве светильников данного типа. Изготовили только три, каждая на 50 свечей. После смерти Екатерины II император Павел I распорядился украсить ими залы своей новой резиденции — Михайловского замка¸ откуда впоследствии они вернулись в Зимний дворец.
В Царское Село люстры поступили в 1830 году. По этому поводу министр императорского двора Петр Волконский писал: «Государь Император Высочайше соизволил, бывшие в Концертном зале Зимнего дворца большие люстры исправить, и потом три из них отправить в Царское Село к генерал-лейтенанту Захаржевскому <…>, где должны быть повешены в большую гостиную или большую залу».
С момента поступления в Царское Село люстры размещались в трех залах парадной анфилады Нового (Александровского) дворца — Полукруглом и Портретном и Мраморной гостиной. В 1848 году по распоряжению императрицы Александры Федоровны для лучшего освещения к каждой добавили по 50 рожков для свечей на вновь изготовленных двух тонких обручах; в начале 1900‑х люстры электрифицировали. Во время Великой Отечественной войны ценные предметы эвакуировали: одну люстру — в Новосибирск, две — в Сарапул.
Работы по реставрации светильников выполнили специалисты мастерской «Студия Южаковой». Люстры разобрали на детали, расчистили от всех видов загрязнений. Реставраторы устранили разрывы бронзы, трещины, каверны и восполнили позолоту в местах утрат. По имеющимся аналогам изготовили недостающие детали. Хрустальный убор светильников разнообразен — они щедро украшены многочисленными гирляндами, подвесками, обелисками разных размеров и гранеными розетками. Мастера отреставрировали сколы и восполнили утраты, заменили старую электропроводку. Завершающим штрихом стало изготовление трубок молочного стекла, имитирующих свечи.
Читайте также:
В Александровском парке открылась фотовыставка «Лесной репортаж»
Где лебеди зимуют. В ГМЗ «Петергоф» проводят экскурсии к новому «лебяжнику»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7863) от 10.03.2025 под заголовком «Люстры дворцовым интерьерам».
Комментарии