«В отличие от критиков со зрителями у меня проблем нет». Режиссер Сарик Андреасян рассказал о создании экранизации романа «Евгений Онегин»
«Онегин» — первая в современной России экранизация романа Александра Пушкина «Евгений Онегин». Режиссер — Сарик Андреасян, снявший фильмы «Непрощенный», «Землетрясение» и «На солнце, вдоль рядов кукурузы». Главную роль в картине исполнил Виктор Добронравов, который готовился к ней 10 лет — с 2013 года актер играет Онегина в Театре имени Вахтангова. В интервью корреспонденту ТАСС Юлии Фроловой Сарик Андреасян рассказал, почему на роль 20‑летнего Онегина взял артиста вдвое старше, как относится к критике со стороны прессы и стоит ли ждать киновселенную по Пушкину.
Кадр из фильма «Евгений Онегин»
— Картина длится 2 часа 20 минут — мощный хронометраж для такого фильма. Вы не планировали изначально делать экранную историю Евгения Онегина в формате сериала?
— Когда делаешь полнометражное кино, кажется, что у тебя больше визуальной свободы. Изначально была мысль разбить эту историю на четыре серии, но поняли, что такой культурный код, как «Евгений Онегин», такая мощная история не должна становиться сериалом.
— «Евгения Онегина» называют энциклопедией русской жизни. Для кого‑то эта история — о нравах меняющихся поколений. Для кого‑то — история о любви. А для вас о чем он?
— Безусловно, это история о любви и сожалении. Как бы это странно ни звучало, но главный герой в этой истории не Онегин, он злодей, антагонист. Главный герой — это Татьяна. От точки А до точки Б она действительно его любила, а для него она могла быть некой игрушкой. Мы не знаем, действительно ли в конце у него было настоящее чувство, а не мысль, почему она не стала его? Татьяна — это символ настоящей женщины. Я надеюсь, что зрители нашего фильма сделают определенные выводы про свою жизнь, свои отношения.
— В фильме вы строго следуете первоисточнику. Не делает ли это экранизацию даже чересчур аккуратной?
— Для меня было важно не обмануть ожидания зрителей. Когда я хожу на спектакли, даже на того же «Онегина», то вижу очень много допущений со стороны режиссера. Он словно говорит, что мы пришли смотреть не на Пушкина, а на него. Режиссера очень много. Я же хотел, чтобы эта история была не про меня в искусстве. Я хотел, чтобы зрители видели аккуратную классику.
Сценарное изложение у нас очень точное. Конечно, есть вещи, которые актеры произносят иначе, потому что сценарист переводил поэтический текст в прозу. Когда вы хорошо знаете роман, вы понимаете, где что‑то было переделано. У нас только рассказчик говорит словами Пушкина. Но на финальной фразе «Я другому отдана. Я буду век ему верна» я сказал, что мне плевать на литературный стиль, она должна произнести ее точно как у Пушкина.
— Вы сказали, что ходили на постановки по «Евгению Онегину». С актером на главную роль, так понимаю, определились после похода в Театр им. Вахтангова? Кроме Виктора Добронравова рассматривали еще кого‑то на роль Онегина?
— Я всегда стараюсь выбирать артистов, которые изначально очень мощно погружены в материал и базово подходят на роль. Когда есть природная органика.
Виктор пришел на пробы, которые мы проводили в музее. В этот же день там пробовались Владимир Вдовиченков, Лиза [Моряк] (исполнительница роли Татьяны, супруга Андреасяна. — Прим. ТАСС) и Татьяна Сабинова, которая играет Ольгу. У нас были костюмированные пробы, где мы поняли, что все эти люди друг с другом сочетаются. Им очень идет эта эпоха. Как оказалось, Вдовиченков тоже играл в том спектакле, тоже был в материале. Поэтому дальше я решил не экспериментировать.
— Ту самую Татьяну среди миллионов проб тоже не искали? В главной женской роли сразу видели супругу?
— Да, честно скажу. Потому что в 2018 году это началось с того, что моя супруга, окончившая театральный вуз и знающая «Евгения Онегина» наизусть, купила книгу и начала читать ее мне. Тогда во мне и зародилась идея сделать «Онегина» в исторической эпохе.
— Есть британская экранизация.
— Да, фильм Марты Файнс. Но это некий собирательный образ исторического кино. Британцы все‑таки не понимают, о ком они снимают. В сцене, где Татьяна садится за рояль и начинает играть «Калинку-малинку», я понимаю, что они не совсем в нашей культуре. Мы бы не допустили такого. Аналогичная история с «Анной Карениной» Джо Райта. Потрясающий режиссер, артисты... Но ты понимаешь, что это не про твою страну.
— После выхода первого трейлера, когда объявили, что Виктор Добронравов сыграет Онегина, в Интернете было много критики, что Онегин у Пушкина почти в два раза моложе актера, который его играет.
— Я был готов к такому, безусловно. Но для меня нет такого понятия, как возраст в кино. Потому что, когда я вижу Брэда Питта, который играет 17‑летнего Бенджамина Баттона, или Леонардо Дикаприо, который в «Поймай меня, если сможешь» играет 14‑летнего мальчишку, у меня не возникает вопросов. Я мыслю другой категорией: подходит артист на эту роль или нет. Возраст не должен быть основой утверждения на роль. У меня с выбором актера в этом плане сомнений не было. Это даже немного ханжество. Откройте портрет Пушкина, когда ему было 26 лет, вспомните его изображение, которое мы все видели в школьных кабинетах. Он же там выглядит на 50 лет. Мы привыкли романтизировать, но в реальности люди жили очень тяжелую жизнь, даже аристократия. Мало представляю здесь молодых актеров, что у меня в кадре настолько юная Татьяна пишет это письмо невероятным языком Пушкина. В такое сейчас не поверишь.
Всегда говорю, что прав зритель. Если из 100 комментариев 99 были бы про возраст, я бы еще озадачился. Но таких комментариев меньшинство…
— Вы в целом режиссер, которого в прессе часто критикуют. При этом продолжаете активно выпускать фильмы. Как вы справляетесь с атакой критиков и разгромными рецензиями? Влияет это как‑то на работу?
— Критики на меня каждый раз обижаются, когда я такие вещи говорю, но я считаю, что в современном мире критик — это уже тираннозавр, это практически не существующая профессия. Безусловно, я понимаю, что это профессия, но сегодня, в эпоху соцсетей, вам достаточно узнать в групповом чате мнение друзей о том или ином фильме. Поэтому я не воспринимаю кинокритику в масштабах, понимаю, что самый мощный критик — это зритель. Время, которое проживают твои фильмы. Есть картины, которые спустя 30 лет показывают по телевизору, а есть фильмы, которые исчезают через месяц. Это для меня ориентир.
— Но было ли у вас такое, что спустя время после какой‑то разгромной рецензии вы согласились с мнением ее автора, например, что фильм неудачный?
— Вы не подумайте, что я ухожу от ответа, но понятия «неудачный фильм» не существует. Даже 12 – 13 лет назад, когда я делал комедии, они собирали полные залы, были кассовыми. Могу я сегодня их назвать удачными или неудачными? Нет, наверное. Хотя, скорее всего, люди их даже и не вспомнят. Но тогда у меня в жизни был такой этап.
— «Онегин» смотрится дорого. Снимали в исторических местах или же это специально построенные декорации?
— Декораций очень много, безусловно. Но все бальные сцены мы снимали в бальных залах Санкт-Петербурга, вплоть до Екатерининского дворца. В Петербурге построили несколько улиц, исторические центры засыпали 500 тоннами песка! Дом Лариных и вся природа — это Псков, это усадьба Ганнибала, родственника Пушкина. Мы максимально уходили от компьютерной графики, чтобы ничего не рисовать. Графика в основном только в сцене сна Татьяны.
— А дорогой получился фильм?
— 500 млн рублей.
— Один из ваших будущих проектов называется «Сказки о царе Салтане». Что это? Расскажите подробнее.
— Это экранизация пушкинской «Сказки о царе Салтане», у нас уже написан сценарий. Это не просто развлечение для ребенка, а большая драматургия.
— «Онегин», «Сказка о царе Салтане» — вы случайно не задумали делать киновселенную по Александру Сергеевичу?
— Пока остановимся на этом. Больше по Пушкину я ничего не придумал.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7626) от 20.03.2024 под заголовком «В отличие от критиков со зрителями у меня проблем нет».
Комментарии