В особняке Румянцева показали книгу «Санкт-Петербург: дневник путешествия в столицу России и обратно»
В особняке Румянцева состоялось представление книги Аугусто Боцци Гранвилла «Санкт-Петербург: дневник путешествия в столицу России и обратно». Этот основательный труд, содержащий разнообразную информацию о России первых лет правления Николая I, впервые полностью опубликован на русском языке.

ФОТО Pixabay
История этого издания началась более 30 лет назад, когда врач Георгий Лапис случайно увидел в каталоге Публичной библиотеки (ныне — Российская национальная библиотека) свежую карточку с указанием на книгу Гранвилла, изданную… в 1828 году. Выяснилось, что она была извлечена из спецхрана для открытого доступа. Возможной причиной того, что дневник не публиковался при советской власти, были критические высказывания Гранвилла о декабристах и хвалебные по отношению к Николаю I.
Тогда у Лаписа, который давно интересуется отечественной историей, появилась идея перевести и издать книгу в Петербурге. По разным причинам работа откладывалась. За это время вышло несколько статей о Гранвилле и его поездке в Петербург в 1827 году. В них приводились фрагменты дневника. Но только теперь читатели могут ознакомиться с текстом полностью. Его объем составляет почти 500 страниц. Перевод выполнен Алексеем Егоровым и Георгием Лаписом. Редакторами издания стали Владимир Барышников, заведующий кафедрой новой и новейшей истории СПбГУ, и Давид Раскин, профессор Института истории СПбГУ, который подготовил подробный комментарий.
Аугусто Боцци Гранвилл (1783 – 1872) родился в Милане, получил медицинское образование в Италии. Профессиональную карьеру начал судовым врачом на кораблях разных стран. Продолжил совершенствоваться в Париже, где общался с Рене Лаэннеком, изобретателем стетоскопа. Осев в Лондоне, быстро стал медицинским светилом, консультировал Сару Сиддонс, известную актрису, блиставшую в шекспировском репертуаре.
Гранвилл посетил Петербург по приглашению графа Семена Воронцова, который служил русским послом в Лондоне. Высокое покровительство открыло англичанину все двери: он был принят Николаем I, обсуждал с императрицей Марией Федоровной, как улучшить воспитательные учреждения, в Академии наук провел «мастер-класс» по анатомическому исследованию египетской мумии, посетил загородные императорские резиденции и казенные заводы. На строительстве Исаакиевского собора гидом Гранвилла был архитектор Огюст Монферран. Он встречался с архитектором Карлом Росси и художником Джорджем Доу, автором портретов в Галерее 1812 года. Смотрел балеты с участием Авдотьи Истоминой, восхищавшей Пушкина.
Книга была задумана автором как справочник для путешественников. В семнадцати главах Гранвилл пишет о структуре государственных учреждений и архитектуре Петербурга, об экономике и системе почтовой связи, климате и русской литературе. Многие главы сопровождают статистические выкладки, взятые из официальных российских источников. Книга проиллюстрирована видами Петербурга. Уже построены Эрмитажный театр, Адмиралтейство и арка Главного штаба…
Раскин назвал Гранвилла доброжелательным, осведомленным и наблюдательным свидетелем. Его частные замечания совпадают с другими источниками, и это важный показатель объективности. Например, что Аграфена Закревская, названная в дневнике «графиня З», считалась первой красавицей Петербурга. Все офицеры стремились шить мундиры у «закройщика их величеств Окулова». Дамы предпочитали заказывать наряды и шляпки у мадам Югон и мадам Ксавье.
На рыбных рынках англичанина поражает разнообразие товара, демократичные цены на сушеную рыбу. Он пишет, что «снетки — мелкие рыбки, похожие на наживку». Суп из них замечательный и питательный.
По словам Барышникова, для профессиональных историков книга Гранвилла — повод поразмышлять о николаевском правлении. Что было бы лучше для страны — быстрая отмена крепостного права и экономическая модернизация или неспешное последовательное развитие при сохранении стабильности.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7270) от 06.10.2022 под заголовком «Лучший закройщик Петербурга 200 лет назад».
Материалы рубрики
Слабое звено. О чем рассказывает книга «Это злая разумная опухоль»?
В особняке Румянцева открылась выставка «Культурный код. Каверин 2.0»
Пятый канал покажет документальный фильм о Михаиле Булгакове
Детской библиотеке иностранной литературы присвоят имя Михаила Яснова
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии