2Vtzqv4Hz9U

В особняке Румянцева открылась выставка зеркал

Ее называют здесь главной выставкой года. От себя добавлю, что это, бесспорно, одна из самых красивых выставок в городе. Озаглавлена она строчкой из стихотворения Арсения Тарковского «С той стороны зеркального стекла».

В особняке Румянцева открылась выставка зеркал  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Посетители музеев любят делать селфи в старинных зеркалах. У меня в смартфоне — десятки, если не сотни таких снимков на память об Эрмитаже, Театральном музее, Шереметевском дворце, пригородных музеях-заповедниках.

На нынешней выставке в особняке Румянцева снять себя во всех красивых старинных зеркалах не получится — быстро утомишься. Ведь здесь сейчас выставлено 115 зеркал XVIII – XX столетий из фондов музея. От крошечных зеркалец в медальонах и пудреницах до больших напольных зеркал-псише, трюмо, дамских бюро с секретными ящичками. Многие музейные предметы показываются впервые. Среди них — стол с зеркальной столешницей, выполненный по проекту Огюста Монферрана.

В одном из залов зеркала разных стилей и эпох расположены в специально выстроенной в центре зеркальной же витрине. Драгоценные экспонаты отражают посетителей музея, склоняющихся над витриной, чтобы рассмотреть детали. Добавьте к этому большие зеркала, тоже экспонаты, выстроившиеся вдоль стен. Отражения множатся, голова начинает кружиться, и постепенно перестаешь различать, где, собственно, реальные люди, а где их зеркальные двойники.

Частью выставки можно считать и самое большое зеркало Петербурга, висящее в одном из парадных залов особняка Румянцева.

Оно выполнено единым листом. Площадь поверхности — 18 квад­ратных метров. Предполагается, что заказал его в начале прош­лого века тогдашний владелец особняка князь Кочубей на Императорском стеклянном заводе. Это зеркало четырехслойное. Ни в один из дверных проемов оно пройти не могло. Скорее всего, его подняли на балкон второго этажа и пронесли в помещение после того, как рабочие разобрали часть стены под окном. Зеркало уцелело во время блокады, потому что музейные сотрудники заботливо укрыли его досками и мешками с песком.

Есть легенда, что после войны власти города хотели повесить это зеркало в гостинице «Метрополь». Но, узнав, что для этого придется снова разобрать стену второго этажа особняка, передумали.

Среди множества зеркал есть два, которые даже завсегдатаи музея увидят впервые.

Как рассказала на вернисаже директор особняка Румянцева Татьяна Шмакова, эти зеркала 1884 года, висящие в Зеленой гостиной, «давно ждали возможности выйти в свет». Они появились в особняке во время его последней перестройки, которую модный тогда архитектор Александр Степанов выполнил по заказу переехавших туда в 1884 году из Мариинского дворца герцога Евгения Лейхтенбергского, внука Николая I, и его жены Зинаиды Богарне-Лейхтенбергской. Долгое время эти зеркала были скрыты фальшстенами. Специально к открытию выставки их убрали, и зеркала, заточенные так долго за гипсокартоном, наконец увидели свет. Посетители выставки сейчас могут видеть часть Зеленой гостиной в оригинальном убранстве с сохранившейся лепниной, мраморной консолью и жардинь­еркой.

Зеркала2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Этот атмосферный «зал-мираж» посвящен уже упомянутым герцогам Лейхтенбергским, при которых создавался данный интерьер. На стенах висят увеличенные фотографии герцога, его жены Зинаиды и дочери от первого брака Дарьи. Ее судьба очень интересна. Праправнучка победителя Наполеона полководца Кутузова по материнской линии и праправнучка супруги Наполеона императрицы Жозефины по линии отца Дарья в отличие от своих родственников после революции вернулась в Россию. Она работала в Публичной библиотеке, куда ее приняли по рекомендации Ленина. В 1937 году ее арестовали и расстреляли. В музее подготовлена посвященная ей литературно-музыкальная программа «Красная герцогиня», где можно узнать подробности об этой женщине, чья жизнь закончилась так печально.

Часть выставки представляет живописные полотна художников XX века на тему зеркал, отражений, двойников, гаданий и прочей мистики. Одна из картин написана ленинградской художницей Лидией Давыденковой. У зеркала стоит молодая Анна Ахматова — в шали и с красным розаном в волосах и видит в зеркале не только свое отражение, но и Александра Блока. Картина идеально вписывается в тему выставки, придавая ей дополнительное измерение. Она дает толчок к размышлениям о зеркалах в русской литературе рубежа XIX – XX веков, в особенности в поэзии Анны Ахматовой. Зеркало как предмет не столько бытовой, сколько символический и магический, постоянно встречается у нее — от ранних стихов до «Поэмы без героя», переполненной зеркалами, отражениями, двойниками.

На выставке есть и раздел, посвященный гаданиям, в которых зеркала часто используются. «Я боюсь зеркал», — сказала коллега, с которой мы вместе были на вернисаже. Можно понять. Зеркала отражают не только настоящее, реальность. Иногда кажется, что в них отражается и какой‑то параллельный мир. Если долго всматриваться в зеркальное стекло, могут почудиться призраки из прошлого или образы тех, кто еще не родился.

Часть выставки, пусть и совсем небольшая, рассказывает о зеркалах и моде. Можно полюбоваться, например, винтажными сумочками 1960 – 1970‑х годов, сделанными на знаменитой некогда кожгалантерейной фабрике имени Августа Бебеля. В те времена к выходным сумочкам часто прилагалось зеркальце. Есть среди экспонатов сумочка из какого‑то прозрачного материала, похожего на зеркало. У кого‑то, возможно, такие еще сохранились дома — мамины, бабушкины. Не спешите выбрасывать. Ведь можно подарить музею.

Выставка продлится до октября 2024 года.


#выставка #зеркала #атмосфера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (7532) от 30.10.2023 под заголовком «Свет мой, зеркальце».


Комментарии