В особняке Румянцева открылась выставка «Сверхзадача – выжить»

В особняке Румянцева (Музей истории Петербурга), что на Английской набережной, 44, открылась выставка «Сверхзадача – выжить». Она создана на основе документов из государственных и частных собраний и посвящена истории Театра управления «Воркутстроя» НКВД СССР, основу которого составляли заключенные ВОРКУТЛАГа.

В особняке Румянцева открылась выставка «Сверхзадача – выжить» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Эпиграфом к выставке стали слова артиста Алексея Маркова: «Когда я из шахты попал в театр, у меня было такое ощущение, что я из ада попал в рай».

Театр был создан в августе 1943 года приказом Михаила Мальцева, начальника «Воркутстроя», с целью «обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями». Главным режиссером был назначен Борис Мордвинов, бывший главный режиссер Большого театра. Он был осужден за шпионаж и работал грузчиком. 

Позже Мордвинов вспоминал, что в 1940 году позволил себе в частном разговоре усомниться в справедливости слов Сталина о новелле Максима Горького «Девушка и смерть» – она посильнее «Фауста» Гете. И попал в лагерь.

Первый спектакль состоялся 1 октября 1943 года на сцене местного Дома шахтера. Давали оперетту Имре Кальмана «Сильва» – историю с красивой музыкой о любви аристократа и актрисы варьете. Не было нот, но вольнонаемная певица Наталия Глебова по памяти восстановила клавир «Сильвы». Она же исполнила главную роль. В партии князя Эдвина выступил Борис Дейнека, заключенный, бывший солист Большого театра. Этот спектакль стал таким же событием для «мордвиновцев», как в свое время «Чайка» для Московского художественного театра.

Мордвинов задумал театр как музыкально-драматический, где ставили самые разные спектакли – от оперы «Евгений Онегин» Чайковского до «Русского вопроса» Симонова. Артистов и музыкантов собирали по лагерям и пересылкам, спасая им жизнь.

В наши дни XXI века Надежда Мордвинова, внучка режиссера, куратор выставки, создала образ театрального фойе: фотографии артистов, программки, афиши, эскизы декораций. Но это пространство «взрывают» два ряда колючей проволоки, постоянно напоминая, что идет рассказ о крепостном театре. Мордвинова и Григорий Литинский, историк Воркутинского театра, составили список всех, кто в нем работал. Он насчитывает 235 имен.

Среди самых интересных предметов – фотография композитора Дмитрия Шостаковича с дарственной надписью: «Дорогому Борису Аркадьевичу с бесконечной благодарностью за «Катерину Измайлову». 30 мая 1934 года». Мордвинов был режиссером-постановщиком знаменитой оперы в Московском театре имени Немировича-Данченко. Премьера состоялась в январе того же года.

Кружевная дорожка, созданная актрисами Воркутинского театра, была подарена Мордвинову перед отъездом из Воркуты и хранится теперь как семейная реликвия.

Михаилу Носыреву, скрипачу и дирижеру в Воркутинском театре, в 1941-м исполнилось 17 лет. Он поступил в Ленинградскую консерваторию, остался в блокадном городе. Имел неосторожность вести дневник, которому доверял правду о том страшном времени. В 1943 году был приговорен к расстрелу, замененному десятью годами лагерей. Сохранились фото его концертных выступлений.

Недавно исполнилось 93 года Маргарите Лавровой. Она попала в Воркуту в 1945-м на десять лет как «изменница Родине» вскоре после освобождения из фашистского плена. 17-летнюю девушку «с голосом» приняли в труппу театра и обучили всем азам и тонкостям актерского мастерства. Первый раз она вышла на сцену в опере Шарля Гуно «Фауст». Этот спектакль Мордвинов поставил в том же 1945 году, доказав, что Гете сильнее мнений вождя. После освобождения Лаврова осталась на сцене, она многие годы работала в Омском музыкальном театре.

На выставке звучат фонограммы 1930 – 1980-х годов с голосами певцов, служивших в Воркутинском театре.

Две отдельные главы посвящены художнику Адаму Шмидту, автору известных росписей в катакомбах Петрикирхе, и архитектору Всеволоду Луневу.

Шмидт был депортирован из Ленинграда в 1942 году, а через пять лет осужден за побег из ссылки и получил 20 лет каторги в ВОРКУТЛАГе. Он оформлял спектакли в лагерной самодеятельности. Каторжников запрещали принимать в театр на любые должности.

Лунев был автором проекта здания театра. Капитальная перестройка Дома шахтера состоялась летом 1945 года. По легенде, Мальцев поспорил с начальником соседнего лагеря, что все работы будут проведены за месяц. И выиграл. Строители работали круглосуточно в три смены. Деревянное оштукатуренное здание производило на воркутинцев впечатление столичного образца сталинского ампира.

В 1958 году оно сгорело дотла, подведя символическую черту под историей лагерного театра.

#выставка #история #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6943) от 11.06.2021 под заголовком «Сильва за «колючкой»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?