В особняке Румянцева открылась выставка «Сверхзадача – выжить»

В особняке Румянцева (Музей истории Петербурга), что на Английской набережной, 44, открылась выставка «Сверхзадача – выжить». Она создана на основе документов из государственных и частных собраний и посвящена истории Театра управления «Воркутстроя» НКВД СССР, основу которого составляли заключенные ВОРКУТЛАГа.

В особняке Румянцева открылась выставка «Сверхзадача – выжить» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Эпиграфом к выставке стали слова артиста Алексея Маркова: «Когда я из шахты попал в театр, у меня было такое ощущение, что я из ада попал в рай».

Театр был создан в августе 1943 года приказом Михаила Мальцева, начальника «Воркутстроя», с целью «обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями». Главным режиссером был назначен Борис Мордвинов, бывший главный режиссер Большого театра. Он был осужден за шпионаж и работал грузчиком. 

Позже Мордвинов вспоминал, что в 1940 году позволил себе в частном разговоре усомниться в справедливости слов Сталина о новелле Максима Горького «Девушка и смерть» – она посильнее «Фауста» Гете. И попал в лагерь.

Первый спектакль состоялся 1 октября 1943 года на сцене местного Дома шахтера. Давали оперетту Имре Кальмана «Сильва» – историю с красивой музыкой о любви аристократа и актрисы варьете. Не было нот, но вольнонаемная певица Наталия Глебова по памяти восстановила клавир «Сильвы». Она же исполнила главную роль. В партии князя Эдвина выступил Борис Дейнека, заключенный, бывший солист Большого театра. Этот спектакль стал таким же событием для «мордвиновцев», как в свое время «Чайка» для Московского художественного театра.

Мордвинов задумал театр как музыкально-драматический, где ставили самые разные спектакли – от оперы «Евгений Онегин» Чайковского до «Русского вопроса» Симонова. Артистов и музыкантов собирали по лагерям и пересылкам, спасая им жизнь.

В наши дни XXI века Надежда Мордвинова, внучка режиссера, куратор выставки, создала образ театрального фойе: фотографии артистов, программки, афиши, эскизы декораций. Но это пространство «взрывают» два ряда колючей проволоки, постоянно напоминая, что идет рассказ о крепостном театре. Мордвинова и Григорий Литинский, историк Воркутинского театра, составили список всех, кто в нем работал. Он насчитывает 235 имен.

Среди самых интересных предметов – фотография композитора Дмитрия Шостаковича с дарственной надписью: «Дорогому Борису Аркадьевичу с бесконечной благодарностью за «Катерину Измайлову». 30 мая 1934 года». Мордвинов был режиссером-постановщиком знаменитой оперы в Московском театре имени Немировича-Данченко. Премьера состоялась в январе того же года.

Кружевная дорожка, созданная актрисами Воркутинского театра, была подарена Мордвинову перед отъездом из Воркуты и хранится теперь как семейная реликвия.

Михаилу Носыреву, скрипачу и дирижеру в Воркутинском театре, в 1941-м исполнилось 17 лет. Он поступил в Ленинградскую консерваторию, остался в блокадном городе. Имел неосторожность вести дневник, которому доверял правду о том страшном времени. В 1943 году был приговорен к расстрелу, замененному десятью годами лагерей. Сохранились фото его концертных выступлений.

Недавно исполнилось 93 года Маргарите Лавровой. Она попала в Воркуту в 1945-м на десять лет как «изменница Родине» вскоре после освобождения из фашистского плена. 17-летнюю девушку «с голосом» приняли в труппу театра и обучили всем азам и тонкостям актерского мастерства. Первый раз она вышла на сцену в опере Шарля Гуно «Фауст». Этот спектакль Мордвинов поставил в том же 1945 году, доказав, что Гете сильнее мнений вождя. После освобождения Лаврова осталась на сцене, она многие годы работала в Омском музыкальном театре.

На выставке звучат фонограммы 1930 – 1980-х годов с голосами певцов, служивших в Воркутинском театре.

Две отдельные главы посвящены художнику Адаму Шмидту, автору известных росписей в катакомбах Петрикирхе, и архитектору Всеволоду Луневу.

Шмидт был депортирован из Ленинграда в 1942 году, а через пять лет осужден за побег из ссылки и получил 20 лет каторги в ВОРКУТЛАГе. Он оформлял спектакли в лагерной самодеятельности. Каторжников запрещали принимать в театр на любые должности.

Лунев был автором проекта здания театра. Капитальная перестройка Дома шахтера состоялась летом 1945 года. По легенде, Мальцев поспорил с начальником соседнего лагеря, что все работы будут проведены за месяц. И выиграл. Строители работали круглосуточно в три смены. Деревянное оштукатуренное здание производило на воркутинцев впечатление столичного образца сталинского ампира.

В 1958 году оно сгорело дотла, подведя символическую черту под историей лагерного театра.

#выставка #история #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (6943) от 11.06.2021 под заголовком «Сильва за «колючкой»».


Комментарии