В особняке Румянцева открылась выставка петербургского художника Сергея Усика
Она приурочена к его 65‑летию. Автор назвал показ почти двухсот работ «35 лет в пастели» (6+).
«Вид на Мойку с Поцелуева моста». 2018 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Будущий мастер рисования цветными мелками родился в солнечном Андижане, в юности переехал в Ленинград, как говорит теперь Усик, «город, дающий ощущение совершенной гармонии». Выучился в ЛИСИ на архитектора. Но проектирование его не увлекало. Усик быстро выбрал непредсказуемую дорогу свободного художника и несколько лет искал себя.
Все изменилось в 1988 году, когда друзья подарили ему коробку пастели. Как недавно признался художник, «с тех пор я не расстаюсь с пастелью, след, оставляемый цветным мелком на тонированной бумаге, приворожил меня навсегда и органично совпал с моей нетерпеливой натурой». Уже через несколько лет к Усику пришло российское и международное признание, его приглашали с выставками в разные страны, приняли в несколько престижных обществ пастелистов.
Специальностью Усика, если так можно выразиться, стал пейзаж, чаще городской, реже созданный на природе. Для большой персональной выставки, первой за последние десять лет в петербургском музейном пространстве, художник отобрал 180 пастелей.
В центре выставки Петербург, который Усик стремится изображать непарадным, неоткрыточным, даже если рисует места, хорошо знакомые горожанам, и вдоль, и поперек исхоженные нашими гостями. Таковы пастели «Нева. Обычный зимний день», «Мойка у Юсуповского дворца», «Улица Радищева зимой», «Первый снег. Смольный монастырь» и другие.
Из знаменитых пригородов художник предпочитает Царское Село, но изображает, например, пруд «Ковш» и Федоровский собор, которые лежат вдали от проторенных туристических троп. Среди изображений российской глубинки Сергею Усику, на мой взгляд, лучше всего удались соловецкие пейзажи «У Святого озера» и «Бухта Благополучия». Удивительно, как с помощью нескольких мелков автору удается показать столько оттенков то мрачного, то светло-серого неба и стальной воды, в которой оно отражается; крепостные стены, поросшие красноватым мхом, и небольшой парусник, который причалил в бухте после перехода через бурное Белое море. Если говорить о чистой природе, то здесь в лидерах — нежная почти прозрачная пастель «Камыши» и мощные «Валуны», покрытые вечнозеленым мхом. Обе созданы на Карельском перешейке.
Несмотря на твердый выбор в пользу пастели, Усик иногда изменяет ей с акварелью. На выставке представлено несколько изящных пейзажей, в частности, «Большая Конюшенная улица» и «Екатерининский дворец. Царское Село».
Выставка Сергея Усика будет работать по 5 марта. До этого дня по субботам и воскресеньям с 13.00 до 16.00 запланированы творческие встречи с художником, посвященные истории и технике пастели. Усик является автором книги о рисовании мелками, выдержавшей два издания. Вход на встречи — по билетам на выставку.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (7600) от 09.02.2024 под заголовком «Мелками по бумаге».
Комментарии