В ограниченный прокат вышел фильм Бакура Бакурадзе «Снег в моем дворе»

Это история об одиночестве, дружбе и неостановимом течении жизни.

В ограниченный прокат вышел фильм Бакура Бакурадзе «Снег в моем дворе»  | ФОТО Alex Litvin on Unsplash

ФОТО Alex Litvin on Unsplash

Бакура Бакурадзе кинокритики называют «одним из главных фес­тивальных режиссеров» в нашем отечестве. Его предыдущие работы («Шультес», «Охотник», «Брат Дэян») отмечены многочисленными призами. «Снег в моем дворе» тоже успел получить награду за лучшую режиссуру на Международном фестивале в Шанхае и стать лауреатом премии «Белый слон» сразу в нескольких номинациях. И это снова не блокбастер, а авторское кино — меланхоличное, искреннее, негромкое.

В старом Тбилиси, откуда родом сам Бакурадзе, живет некий Леван (Леван Гоголадзе) — в прошлом известный регбист, а ныне больной и одинокий мужчина (в анамнезе — инсульт, диабет, панические атаки). Все деньги его уходят на дорогие лекарства, а жизнь состоит из простейших необходимых действий: добыть сигареты, накормить собак, навестить детей-тройняшек, живущих с матерью…

В социальных сетях Леван находит старого друга Гиви (Бакур Бакурадзе), с которым когда‑то учился в одной школе. Тот делает ему щедрое предложение — пиши о своей жизни и получай гонорар (пять лари, то есть около 170 руб­лей, за страницу). Сначала это выглядит как чистая благотворительность, но потом выясняется, что Гиви — кинорежиссер, переживающий творческий кризис. Дневники Левана кажутся ему хорошим материалом для нового фильма.

История обрастает деталями постепенно, они одна за другой проступают словно на старой фотопленке, которую окунули в проявитель. Мы далеко не сразу узнаем о спортивном прошлом Левана, разбираемся в родственных и не только связях персонажей. Оказывается, у героя есть состоятельный брат, который донимает его телефонными разговорами ни о чем, и сосед-вор, который подкармливает Левана продуктами, вынесенными из магазина в потайных карманах необъятной куртки.

Действие происходит одновременно в Тбилиси и в Москве. Леван, приладив на нос очки с одной дужкой, пишет свою жизнь: «По утрам табак курить не могу, поэтому вышел на улицу, стрельнул сигарету у студентов художественного училища…». Гиви читает, общается с продюсером, флиртует с такой же одинокой, как и он сам, парикмахершей.

Однажды Леван рассказывает другу свой сон: он разговаривал с овцой «о жизненном», рассказывал ей, как каждый день всходит и заходит солнце, каждый год прорастает молодая трава. «Ты разговаривал с богом», — отвечает друг. Кажется, и весь этот фильм такой же сновидческий, подсознательный разговор героев не только друг с другом, но и каждого с самим собой, судьбой, богом.

Тем более что основан сценарий на вполне реальных событиях. Леван Гоголадзе — не профессиональный актер. Он действительно друг детства Бакура Бакурадзе, и они действительно не общались долгие годы, а потом встретились в социальных сетях. То есть Леван играет самого себя. Неухоженная, ветхая квартира, которую мы видим, — его настоящая квартира, слегка обновленная для съемок.

Герой Бакурадзе тоже близок ему, это своего рода альтер эго режиссера. Творческий кризис Гиви — отражение паузы, прожитой самим Бакурадзе, чья предыдущая картина вышла девять лет назад. В финале Гиви приезжает в Тбилиси, чтобы продать квартиру и встретиться с другом, но зритель их встречи не увидит. Мы знаем, что она состоялась, только потому что смотрим этот фильм.

Предваряя премьеру в петербургском Доме кино, Дарина Поликарпова, кинокритик и кандидат философских наук, сравнила свои ощущения от «Снега в моем дворе» с ощущениями человека, греющегося у камина. По ее мнению, главные темы в нем — отшельничество (вынужденное или добровольное) и дружба (старые друзья помогают друг другу «пересобрать себя заново»). И это так, но есть и еще одна линия — вечный круговорот жизни, неуклонно свершающийся где‑то в глубине, под рябью сиюминутных событий. Стареет и умирает одна из собак Левана, Большая Джесси, но взрослеет и набирается сил Джесси Маленькая. Ветшают тбилисские дворики с уютными террасами и галереями, но всходит и заходит солнце, наливаются соком плоды граната, изумительно красивые на фоне зимнего неба.

Кинопремию «Белый слон» фильм Бакурадзе получил за лучшую режиссерскую работу, лучшую операторскую работу (Алишер Хамидходжаев создал действительно завораживающий видеоряд) и лучший звук (звуковая палитра выстроена на нюансах — от дыхания и шороха снегопада до завораживающего сочетания русской и грузинской речи, звучащей как музыка). И да, фильм этот, в котором искренность документалистики сочетается с виртуозным использованием выразительных средств художественного кино, производит сильное впечатление.

Увидеть его можно далеко не в каждом кинотеатре. Это называется ограниченный прокат. Но если вам нужно сделать паузу, «погреться у камина», почувст­вовать себя частью непознаваемого, живого мироздания, тогда стоит поискать, где этот фильм промельк­нет.

Возрастное ограничение 16+

Читайте также:

Орлы за «Воздух и «Любовь». Как прошла церемония вручения ежегодной кинопремии?

В Северной столице открылась выставка «Павловск. Петергоф. Царское Село»


#премьера #кинематограф #фильм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7847) от 13.02.2025 под заголовком «Поговорить с самим собой».


Комментарии