В Нижнем Новгороде состоялась премьера оперы П. И. Чайковского «Онегин»

Свою трактовку спектакля в рамках фестиваля «Болдинская осень-2023» представил зрителям режиссер-постановщик Сергей Новиков на сцене Нижегородского государственного театра оперы и балета им. А. С. Пушкина.

В Нижнем Новгороде состоялась премьера оперы П. И. Чайковского «Онегин» | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Это одиннадцатая по счету версия «Онегина» в нижегородском театре за последние тридцать лет. Классический сюжет в ней переосмыслен. Петр Ильич и сам часто менял литературный первоисточник — переписывал «Опричника» и «Пиковую даму», вводил новых персонажей в «Иоланту», менял имена. В случае с «Евгением Онегиным» он сочинял именно оперу, а логика театрального действия подразумевает большую конкретность, определенность, сценичность. Поэтому в его либретто пушкинский ямб «проясняют» и дополняют собственные строки и стихи Жуковского. Была композитором добавлена и кульминационная сцена ссоры в доме Лариных, у Пушкина Ленский сразу же покидает дом, накал эмоций там остается за кадром. Можно сказать, что у Чайковского своя концепция и особенный взгляд на главных героев. Также он мес­тами будто специально оставляет пространство для интерпретаций.

В свою очередь Сергей Новиков в качестве режиссера-постановщика руководствуется прежде всего музыкальной составляющей произведения — музыка звучит целиком, без изменений и пропусков, от первой до последней ноты. Помогают этому дирижер лауреат международных конкурсов Дмитрий Синьковский и нижегородский оркестр La Voce Strumentale.

«Евгений Онегин» — история непростая для современного зрителя. Многие вещи, которые казались естественными во времена Александра Сергеевича Пушкина, сегодня необходимо прояснять: дуэльный кодекс, карточные игры, детали быта, правила этикета и дворянские привычки. Не зря этот блес­тящий роман в стихах называют энциклопедией русской жизни.

Вот Онегин отказывает Татьяне и хочет отдать перед отъездом ее признание, но она письмо обратно не берет. Это гармонично получилось реализовать на сцене. Интересен также прием с видеоконтентом, когда Татьяна поет, а зрители видят, как из‑под ее пера выходят красивые рукописные строки.

В литературном первоисточнике главного героя отличают небрежность к чужим чувствам, искренним проявлениям чистого сердца, игра на публику, умение язвительно злословить. В трактовке Сергея Новикова на смену циничному повесе приходит более теплый молодой человек. Он намного бережнее и осторожнее отказывает Татьяне, заботится о Ленском, как о друге, и многим жертвует, чтобы его спас­ти. Конечно, Евгений совершает ошибки, как и все люди, но стремится их исправить, и зритель с готовностью сопереживает ему. Герой заслуживает симпатий аудитории. И пусть счастливого финала не случается, фокус повествования смещается. Онегин из питерских туманов и прохладных дворянских особняков как будто переезжает на гостеприимные берега Волги, становясь ближе и понятнее любому зрителю.


#театр #спектакль #режиссер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7529) от 24.10.2023 под заголовком «Евгений Онегин на Волге».


Комментарии