В нашем городе открылось сразу несколько выставок на «ноябрьские» темы
В ноябре жить непросто. Снег с дождем. Темно. И все же есть в петербургском ноябре особая красота. В это время Петербург становится самим собой — отчаянным романтиком. Словно по заказу недавно открылось несколько выставок на «ноябрьские» темы. «Петербургский диагноз» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (14+), «Непотопляемый» в особняке Румянцева (12+). А на киностудии «Ленфильм» можно погрузиться в «Мистическiй Кино-Петербургъ» (18+).
ФОТО АВТОРА
В центре внимания пять картин, снятых на «Ленфильме» в 80‑х и начале 90‑х годов ХХ века: «Пиковая дама» Игоря Масленникова (12+), «Первая встреча, последняя встреча» Виталия Мельникова (18+), «Господин оформитель» Олега Тепцова (18+), «Жертва для императора» Розы Орынбасаровой (18+) и «Пьющие кровь» Евгения Татарского (12+).
Почему выбрали именно их?
— Во-первых, это прекрасные картины лучших режиссеров «Ленфильма» той поры. Во-вторых, эти фильмы — своеобразный кинематографический срез, демонстрирующий, как во времена заката Советского Союза режиссеры обращались к драматичной теме распада Российской империи, — говорит куратор выставки Анна Маугли.
В центре экспозиции — инсталляция «Карточный домик» со стилизованными портретами киногероев. Дунет ветер — и рассыплется.
Тема карточной игры, гаданий так или иначе присутствует во всех выбранных фильмах. Поэтому мотив карт — один из основных в оформлении залов. В одном из них видим покрытый зеленым сукном стол, на котором разбросаны карты. Стулья отодвинуты, словно игроки только-только встали из‑за стола. А вход в зал оформлен рамой, стилизованной под модерн — стиль, который расцвел на грани двух веков. Его иногда называют «последним вздохом умирающего столетия».
Поэзия Серебряного века, живопись художников «Мира искусства», стиль модерн — все это было очень популярно в творческой среде во времена позднего Советского Союза. Предметный мир той эпохи артистично и точно воссоздан в первом в СССР мистическом триллере — фильме Олега Тепцова «Господин оформитель» (1987 год). Он поставлен по мотивам рассказа Грина «Серый автомобиль». Главный герой фильма — Платон Андреевич, художник-декоратор (в этой роли Виктор Авилов — талантливый артист, увы, рано ушедший из жизни).
Художником-постановщиком была Наталья Васильева — одна из легенд «Ленфильма». Картины прерафаэлитов в квартире Платона Андреевича, старая афиша, приглашающая на выступление поэта Валерия Брюсова, фотография в серебряной рамке, где Платон Андреевич запечатлен рядом с Александром Блоком, длинные мундштуки из слоновой кости — все создает портрет эпохи. И, конечно, «венец творения» — браслет в виде змеи, который господин оформитель создал для витрины ювелирного магазина. На самом деле это копия знаменитого браслета, соединенного в одно целое с перстнем, который называется «Роза руки» и создан одним из самых знаменитых художников эпохи модерн Альфонсом Мухой. Прибавьте музыку Курехина, вокализ оперной дивы Ольги Кондиной, блестящую игру актеров, костюмы Ларисы Конниковой…
Фильм не устарел, он лишь обрел благородную патину. Для его многочисленных поклонников организаторы выставки приготовили сюрприз. Здесь построен мини-кинотеатр, где можно увидеть первую короткую версию «Господина оформителя», из которой потом вырос этот фильм.
Мистическая драма Евгения Татарского «Пьющие кровь» была снята в 1991 году. 33 года спустя она смотрится с тем же восторгом. В основе сценария — повесть Алексея Константиновича Толстого «Упырь». Татарский — яркий представитель ленинградской школы кино, мастер с тонким вкусом и чувством стиля. В отличие от большинства фильмов о вампирах здесь нет рек крови, дешевых страшилок. Ужас витает в воздухе, выползает словно из ниоткуда. Атмосферу создает опять же музыка Курехина. Бабушку-вампиршу Марфу Сугробину сыграла Марина Влади. Костюмы же делала Наталья Замахина. Один из интереснейших экспонатов выставки — красное бархатное платье Сугробиной, отделанное вышивкой черными бусинками. По форме отделка похожа на паутину. Идеально для вампирши.
Одна из сенсаций выставки — возвращение фильма Розы Орынбасаровой «Жертва для императора» (1991 год). Фильм снят по мотивам повести Александра Куприна «Штабс-капитан Рыбников». В основе сюжета — приключения офицера японского генерального штаба, получившего задание под именем капитана Рыбникова внедриться в военные круги Петербурга. Он был разоблачен после известного Цусимского сражения 1904 года, когда Япония уничтожила весь Русский дальневосточный флот.
Пленка с фильмом долгие годы хранилась у режиссера этой картины. Теперь она оцифрована, и «Жертву для императора» можно увидеть на большом экране.
В основе фильма «Первая встреча, последняя встреча» (1987 год) мэтра Виталия Мельникова — тоже история, разыгрывающаяся в последние годы Российской империи. По жанру эта работа не столько мистика, сколько шпионский детектив. В фильме играет звезда польского кино Гражина Шаполовска. Она воплощает образ женщины-вамп рубежа XIX – XX веков. Действие происходит в Петербурге в 1913 году перед Рождеством. То есть в канун Первой мировой войны, запустившей для Российской империи цепь событий, итогом которых станет ее крушение. Но в то, что война начнется, никто особо не верит. Люди беспечно веселятся, не замечая приближения катастрофы.
Выставка, как это сейчас модно, иммерсивная, то есть погружающая посетителя в мистическую атмосферу Петербурга на рубеже XIX – XX веков. Но кроме инсталляций и различных редкостей вроде подлинных костюмов здесь много информации. Экземпляры сценариев, напечатанных на пишущей машинке, катушки с кинолентой, архивные фото со съемок. Есть даже такой раритет, как факс, полученный в марте 2002 года от агента рок-певицы Тины Тернер. Агент сообщал о предварительном согласии звезды сниматься в картине Олега Тепцова «Пиковая дама» с музыкой Чайковского. К сожалению, проект не был осуществлен. На специальных стендах можно прочитать подробный рассказ о каждом фильме.
Погулять по мистическому Петербургу можно до марта. Вход свободный. Все это время будут проходить специальные показы фильмов, ставших героями этой выставки.
Читайте также:
В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» работает выставка «О цветах и жизни»
В Санкт-Петербургском институте культуры открылась выставка Марии Шерих «Летний сад и окрестности»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7801) от 27.11.2024 под заголовком «Карты, деньги, упыри».
Комментарии