В музейном пространстве на улице Володарского открыта выставка «Истории старого патефона»

«Все началось, как это часто бывает, в детстве, — рассказывает создатель уникальной гатчинской коллекции патефонов Анатолий Горбатенко. — В гараже у моего школьного друга мы нашли старый сломанный патефон, который чудом не выкинули. Мне стало любопытно, смогу ли я его починить, и я забрал его в кладовку, в которой у меня была оборудована небольшая мастерская с набором всего необходимого. Я разобрал патефон, нашел неисправности, починил — и он… заиграл».

В музейном пространстве на улице Володарского открыта выставка «Истории старого патефона» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Потом, по словам Анатолия Владимировича, про патефоны он надолго забыл. Собирать их начал, можно сказать, случайно, когда лет десять назад купил на барахолке неисправный экземпляр. Стало интересно: сможет ли повторить то, что удалось в детстве? Не получилось. Одни детали были безвозвратно утеряны, другие сломаны так, что уже не восстановить. Купил на запчас­ти еще один патефон, но детали не подошли. Стал разбираться глубже…

Анатолий Горбатенко — личность в Гатчине весьма примечательная. Он прошел путь от слесаря гатчинского «Водоканала» до заместителя главы администрации района. Нынче он — подвижник и меценат. Увлекается историей и коллекционированием, издает книги, организует выставки, участвует в спасении исторических памятников (в частности, мельницы Штакеншнейдера в поселке Мыза-Ивановка).

В прошлом году в Музее истории города Гатчины состоялась выставка «Истории старого патефона», на которой Анатолий Владимирович представил свои музыкальное сокровища. А когда выставка подошла к концу, подумал: а почему бы не сделать эту экспозицию постоянной? Да и посетители музея все время спрашивали: где потом можно будет увидеть и послушать патефоны?

Так патефоны Горбатенко поселились в старинном деревянном доме на улице Володарского. Двадцать лет назад Анатолий Владимирович привел его в порядок, отремонтировал. По его словам, теперь этот дом еще лет сто простоит.

Сегодня в этом импровизированном музейном пространстве — несколько десятков патефонов кооперативной фабрики «Граммофон», существовавшей в Гатчине с 1931-го по 1941 год (тогда город назывался Красногвардейском). Предприятие выросло из успешно действовавшего во время нэпа кооператива «Юпитер», почетным членом которого был «всесоюзный старос­та» Михаил Иванович Калинин. Это было одно из крупнейших предприятий по выпуску патефонов в стране. В народе его называли «граммофонкой».

Производительность фабрики росла: в 1933 году было выпущено 39 тысяч патефонов, в 1934‑м — 75 тысяч, в 1935‑м — 110 тысяч… В мае 1941 года в заводской многотиражке «Мембрана» сообщалось, что фабрика изготавливает 525 патефонов в день!

В то время это было самое крупное предприятие в Красногвардейске, на нем работали около двух тысяч человек. В его стенах были организованы авиа­кружок, мотокружок, фотокружок, футбольная и волейбольная команды.

«Да, в советской стране было популярно радио, но это была возможность слушать только то, что передают, — вспоминает Горбатенко. — А патефон давал свободу. Благодаря ему можно было слушать то, что хочешь, когда хочешь и где хочешь. Нередко его вручали в качестве награды за заслуги. Хотя это было достаточно дорогое удовольствие. Последний патефон в нашей стране выпустили в 1960‑х годах. Уже Гагарин полетел в космос, а патефоны по‑прежнему были востребованы».

Из экземпляров, представленных в музейном пространстве, самый ранний — 1934 года выпуска. Приобретены они, кстати, в самых разных городах — Казани, Самаре, Кисловодске, Моск­ве. Что лишний раз подчеркивает: продукция красногвардейского «Граммофона» распространялась по всей стране.

«Все экспонаты — действующие, — отмечает Анатолий Горбатенко. — Конечно, я один бы не справился с их ремонтом и обслуживанием, спасибо, мне помогает мастер по обслуживанию граммофонов и патефонов Владимир Стрельников».

Когда началась Великая Оте­чественная война, фабрика перешла на выпуск оборонной продукции: в кратчайшие сроки наладила изготовление минных взрывателей. В начале сентября 1941 года, буквально за полторы недели до оккупации города нацистами, оборудование удалось эвакуировать в Ленинград, где фабрика продолжала действовать до 1943 года.

Во время оккупации Гатчины в здании на проспекте 25‑го Октября, где прежде находилось производство, нацисты устроили концлагерь. После войны «Граммофон» туда не вернулся (там разместился мотороремонтный завод «Заря»). Да и про саму фабрику по выпуску патефонов больше не было слышно. Она исчезла, а впоследствии оказалась забыта.

«Сегодня мне очень хочется вспомнить о тех людях, кто работал на фабрике «Граммофон», — говорит Горбатенко. — Изучая заводскую многотиражку, я выяснил, кто из сотрудников был на лучшем счету, и создал импровизированную «Доску почета». Теперь всякий раз, когда провожу экскурсии, спрашиваю у посетителей, нет ли среди этих людей чьих‑нибудь родных. Пока удалось найти только внука мастера заготовительного цеха Владимира Ульяновича Гибо, который был награжден значком «Отличнику промкооперации».

В планах коллекционера — расширить экспозицию и рассказать «общесоюзную» историю патефонов вплоть до 1960‑х годов.

Читайте также:

В дар Публичке. На выставке в РНБ представили гравюру «Регенсбургское посольство»

В мемориальном музее «Разночинный Петербург» открыты выставки «Золотой век инженеров» и «Артефакт»


#патефон #выставка #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7739) от 02.09.2024 под заголовком «Мелодия забытого патефона».


Комментарии