В Музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка «Пятнадцать минут до центра»
Она посвящена Петербургу. 85 снимков сделали во второй половине ХХ века 40 фотографов.
Игорь Исаев. «У здания бывшей Городской думы». 1962./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
На открытии выставки возник небольшой спор, являются ли показанные работы репортажными. Сошлись на том, что их сделали художники, которые ловили дух города, а не гнались за эффектным кадром. Два снимка — «Белая ночь. Дворцовый мост» Ильи Наровлянского и «Наводнение» Бориса Смелова стали хрестоматийными.
Как рассказал нашей газете Игорь Лебедев, главный хранитель РОСФОТО, понятие центра Северной столицы и, соответственно, 15 минут, которые определяют расстояние, легко проходимое пешком, у каждого петербуржца разное. Для одного центр — это Дворцовая площадь, для другого — Петербург от площади Восстания до Петроградской стороны. Но бурное жилищное строительство двух последних десятилетий на городских окраинах сделало центром едва ли не весь город начала прошлого века. Во всяком случае теперь вряд ли услышишь от жителя Петроградской стороны фразу «поеду в центр». В 1960 – 1980‑е годы так часто говорили. В этом смысле название проекта показывает, в какое время создано большинство представленных фотографий.
Достаточно условно их можно разделить на снимки «умышленного города» (кстати, так называется серия известного фотографа Валерия Дегтярева) и жанровые сцены. В первых обязательно присутствует какой‑то знакомый силуэт, но авторы тщательно избегали открыточности, гламурности снимков. Если «Ангел над городом» у Станислава Чабуткина, то статуя с «Александрийским столпом» парит над длинным брандмауэром, характерным признаком городской застройки. Если «Натюрморт с Исаакием» Бориса Михалевкина, то шедевр Монферрана виден из полуоткрытого окна ленинградской кухни с ее нехитрой посудой…
«Жанры» отобраны так, чтобы показать приметы времени, недавнего, но уже ставшего историей. Снимок «У здания бывшей Городской думы» сделан Игорем Исаевым в 1962 году, когда еще не было метро и подземного перехода под Невским проспектом, но стояла выходящая на улицу очередь в «думские» железнодорожные кассы. Давно нет «Бани № 16» на улице Некрасова, около которой Сергей Подгорков на снимке «В бане выходной» запечатлел усталого путника. «Котлетная» на улице Шкапина, показанная на фото Сергея Королева, исчезла с лица земли вместе с домом, в котором находилась.
Самый ностальгический снимок «Уходит…» принадлежит Борису Конову. Мужчина выходит из парадной лестницы, отделанной старинным, сильно разбитым кафелем. Фотограф говорит об утрате дома, в конечном счете — об утрате памяти.
В первые часы работы выставки было заметно, как публика равномерно распределялась по залу. Каждый находил свой Петербург.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7451) от 06.07.2023 под заголовком «Пешая прогулка».
Комментарии