В музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка под названием «Нормкор»

150 снимков созданы десятью авторами из Петербурга и других российских городов.

В музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка под названием «Нормкор» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Все фотографы принадлежат к поколению тридцатилетних, их профессиональное становление пришлось на начало 2010‑х годов, время бурного развития технологий, коммуникаций и социальных сетей. Искусство фотографии не осталось в стороне. Одни авторы ищут вдохновения, осваивая новейший инструментарий, в том числе прибегая к помощи искусственного разума для генерации или обработки изображений. Другие, как бы в противовес «прогрессу», предпочитают удалиться в аутентичные способы фотографирования, придуманные в XIX веке.

По словам Елизаветы Воробьевой, куратора выставки, она выбрала авторов, которые занимаются уличной фотографией, иными словами, снимают не постановки в студиях, а ищут свои сюжеты в общественных пространствах. Что главное для участников выставки? По словам куратора, поиск красоты и порядка в повседневных, банальных вещах. Они работают с реальностью, а не конструируют свои миры. Исходя из этого, выбрано название проекта.

Нормкор2_Пр.jpg
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Понятие «нормкор» существует в мире одежды, там под ним понимают отказ от супермодного в пользу универсального и практичного — толстовка, джинсы, кроссовки. В применении к молодой российской фотографии Воробьева подразумевает такой, почти буквальный перевод: «основа — в обычности». То есть выставка показывает фотографов, которых интересует обычная жизнь простых людей.

Важный вопрос — отбор участников. Половина фотографов провели персональные выставки на партнерской площадке ­РОСФОТО, расположенной на Невском проспекте, 60. Остальные добирались, чтобы выстроить единую линию. Получилось ли это единство? На мой взгляд, нет. Разумеется, важны и для кого‑то интересны исследования с помощью фотографии современных молодежных субкультур (Антон Селезнев), жизни маргиналов (Виктор Забуга), личных переживаний и страхов (Дарья Пискарева). Но работы этих авторов — не про поиски красоты и порядка в повседневности. Скорее, наоборот, они показывают желание персонажей изменить этот порядок.

Только работы Ильи Большакова из Нижнего Новгорода отвечают идее проекта. Еще при подготовке своей выставки на Невском, 60, он говорил: «Когда я начал заниматься фотографией, осознанно проникся городом, потому что стал его изучать и искать красоту в повседневных вещах. Я тщательнее стал всматриваться в окружающее меня пространство и через фотографию его полюбил и понял».

Работы Ильи — классическая уличная съемка обычной городской жизни в дневное время. Фотографу явно симпатичны простые люди, ставшие персонажами снимков, их занятия. Будь то пара пенсионного возраста, которая продает на улице свои незатейливые натюрморты с цветами на фото «Глаз радуется». Надо понимать, глаз Большакова в том числе. Или трогательная фотография пожилой женщины, стоящей у открытого зарешеченного окна. Наружный подоконник облеплен голубями, видимо, ждущими пропитания. Снимок называется «Сторожила». Наверное, женщина работала в этом доме, но пришло время его покинуть. Обе эти работы мы представляем нашим читателям.


#выставка #фотографии #авторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7520) от 11.10.2023 под заголовком «Простые радости».


Комментарии