В музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка под названием «Нормкор»
150 снимков созданы десятью авторами из Петербурга и других российских городов.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Все фотографы принадлежат к поколению тридцатилетних, их профессиональное становление пришлось на начало 2010‑х годов, время бурного развития технологий, коммуникаций и социальных сетей. Искусство фотографии не осталось в стороне. Одни авторы ищут вдохновения, осваивая новейший инструментарий, в том числе прибегая к помощи искусственного разума для генерации или обработки изображений. Другие, как бы в противовес «прогрессу», предпочитают удалиться в аутентичные способы фотографирования, придуманные в XIX веке.
По словам Елизаветы Воробьевой, куратора выставки, она выбрала авторов, которые занимаются уличной фотографией, иными словами, снимают не постановки в студиях, а ищут свои сюжеты в общественных пространствах. Что главное для участников выставки? По словам куратора, поиск красоты и порядка в повседневных, банальных вещах. Они работают с реальностью, а не конструируют свои миры. Исходя из этого, выбрано название проекта.
Понятие «нормкор» существует в мире одежды, там под ним понимают отказ от супермодного в пользу универсального и практичного — толстовка, джинсы, кроссовки. В применении к молодой российской фотографии Воробьева подразумевает такой, почти буквальный перевод: «основа — в обычности». То есть выставка показывает фотографов, которых интересует обычная жизнь простых людей.
Важный вопрос — отбор участников. Половина фотографов провели персональные выставки на партнерской площадке РОСФОТО, расположенной на Невском проспекте, 60. Остальные добирались, чтобы выстроить единую линию. Получилось ли это единство? На мой взгляд, нет. Разумеется, важны и для кого‑то интересны исследования с помощью фотографии современных молодежных субкультур (Антон Селезнев), жизни маргиналов (Виктор Забуга), личных переживаний и страхов (Дарья Пискарева). Но работы этих авторов — не про поиски красоты и порядка в повседневности. Скорее, наоборот, они показывают желание персонажей изменить этот порядок.
Только работы Ильи Большакова из Нижнего Новгорода отвечают идее проекта. Еще при подготовке своей выставки на Невском, 60, он говорил: «Когда я начал заниматься фотографией, осознанно проникся городом, потому что стал его изучать и искать красоту в повседневных вещах. Я тщательнее стал всматриваться в окружающее меня пространство и через фотографию его полюбил и понял».
Работы Ильи — классическая уличная съемка обычной городской жизни в дневное время. Фотографу явно симпатичны простые люди, ставшие персонажами снимков, их занятия. Будь то пара пенсионного возраста, которая продает на улице свои незатейливые натюрморты с цветами на фото «Глаз радуется». Надо понимать, глаз Большакова в том числе. Или трогательная фотография пожилой женщины, стоящей у открытого зарешеченного окна. Наружный подоконник облеплен голубями, видимо, ждущими пропитания. Снимок называется «Сторожила». Наверное, женщина работала в этом доме, но пришло время его покинуть. Обе эти работы мы представляем нашим читателям.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7520) от 11.10.2023 под заголовком «Простые радости».
Комментарии