В Музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка «Крылья России»

На выставке (6+) представлено 150 фотографий из собрания центра и частных коллекций, посвященных истории отечественной авиации с 1910‑х до 1991 года. Большинство снимков широкая публика увидит впервые.

В Музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка «Крылья России» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Жанр этого проекта можно определить как историко-документальный показ, сделанный знаменитыми фотохудожниками и фоторепортерами своего времени, а также неизвестными авторами.

Эпиграфом к выставке стали три снимка 1910‑х годов. Лидия Зверева была первой дипломированной русской женщиной-пилотом. Петр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, сфотографирован вместе с личным механиком Григорием Нелидовым. Легендой стал Вячеслав Ткачев (1885 – 1965), который в годы Первой мировой войны занимал пост под названием «авиадарм» — командующий авиацией всей русской армии. Ткачев, свидетель создания первых самолетов, дожил до первых космических полетов, о чем с гордостью говорил.

К раритетам относятся снимки, запечатлевшие показ Николаю II первого в мире многомоторного самолета «Русский витязь» его конструктором Игорем Сикорским. На одном из снимков хорошо видны плетеные кресла пассажирского салона.

На почетном месте находится один из первых аэрофотоснимков. Специалисты относят появление этого нового вида фотографии к 1916 – 1917 годам. К 1923‑му относится снимок Семена Буденного и Серго Орджоникидзе перед одним из боевых самолетов. В это же время сделано фото самолета-разведчика Р-1, подаренного Красной армии комсомольцами Сибири. На Дальнем Востоке был сфотографирован бравый военлет Соколов из разведывательного отряда ВВС.

Тридцатые годы — эпоха всеобщего энтузиазма, авиация становится символом индустриализации и прогресса. Всей стране были известны в те годы и имена авторов фотографий, изображающих пилотов и полеты. 1931 годом датирован снимок «Самолет над Ленинградом» Бориса Игнатовича. Интересно, смогут ли петербурговеды определить место, над которым пролетал самолет. Иван Шагин запечатлел Валерия Чкалова на трибуне и Ивана Папанина перед вылетом на зимовку. Виктору Темину принадлежат снимки «Михаил Водопьянов и Отто Шмидт на аэродроме перед отлетом экспедиции «Северный полюс-1» и фотография звездного экипажа самолета «Родина» — Полина Осипенко, Валентина Гризодубова, Марина Раскова, которые в 1938 году совершили перелет Москва — Комсомольск-на-Амуре. Наверное, это лучшее фото на выставке: юные освещенные легкой улыбкой лица героического экипажа забыть невозможно.

Алексей Маресьев, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, был сфотографирован в 1947 году Михаилом Сиваном во время подготовки к учебному полету в качестве летчика-инструктора. Известный фотограф Серебряного века Моисей Наппельбаум на склоне дней сделал фото Александра Покрышкина, трижды Героя Советского Союза. Мастер умышленно расфокусировал изображения наград, чтобы наш взгляд сосредоточился на лице летчика.

Фотографии 1960‑х годов и более поздние уступают ранним и по содержанию, и по эмоциональности. Авиация становится привычной, почти как поездка на городском транспорте. Только портреты Юрия Гагарина выделяются здесь яркой вспышкой.

Выставку завершает фото мэтра современной петербургской фотографии Александра Китаева из серии «Виват Санкт-Петербург!». Они были сделаны в 1991 году, вскоре после возвращения городу исторического имени. Транспарант с надписью «Виват» несет самолет, который, возможно, застал времена, когда Ленинград еще назывался Петербургом.

Выставка работает по 31 августа.

Читайте также:

Недетская смелость. В Военно-медицинском музее открылась выставка «Дети. Война. Блокада»

Знают своё дело. В городе на Неве проходит традиционная Неделя реставрации


#РОСФОТО #выставка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (7939) от 02.07.2025 под заголовком «Первым делом — самолеты».


Комментарии