В Музейно-выставочном центре РОСФОТО представлен проект «Европейская фотография 1950 – 1960‑х годов»
Проект (18+) включает более ста оригинальных черно-белых отпечатков, созданных классиками фотоискусства из разных стран. Большинство снимков широкая публика увидит впервые.
ФОТО АВТОРА
Идея этой выставки возникла в 2022 году, когда РОСФОТО приобрел, а по факту — спас от забвения коллекцию Союза фотохудожников России, сделав ее государственной собственностью. Эта коллекция собиралась несколькими поколениями фотографов и исследователей, центральную роль сыграл Андрей Баскаков (1948 – 2014), фотограф, куратор, создатель и многолетний председатель Союза фотохудожников России.
Коллекция насчитывает более 20 тысяч музейных предметов: фотоотпечатки, негативы на стекле и на пленке, фототехника и документы. Сотрудники РОСФОТО сразу начали и сейчас продолжают разбор, атрибуцию, реставрацию снимков. Первым результатом этой работы, который будет интересен зрителю, стал нынешний проект.
Европейская фотография 1950 –1960‑х годов — это трогательный рассказ о жизни простых людей после Второй мировой войны. Мастера того времени не понаслышке знали о ней: Эдуард Буба был угнан в Германию, а Изиса Бидерманаса из нацистских застенков спасли партизаны. Робер Дуано участвовал в движении Сопротивления. Все они в своем творчестве целенаправленно обратились к радостям мирной жизни. Дуано, Буба и Вилли Рони стали называть мастерами гуманистической фотографии. Своеобразный эпиграф к выставке — снимок Дуано «Маленькие подружки»: две девочки в нарядных праздничных платьях весело смеются, стоя рядом с молодой шелестящей листвой березкой. В этой совершенной фотографии нет ни одной лишней детали, все работает на образ вернувшегося детства.
С работой Дуано рифмуются фото Нино Дзанина «Приглашение в цирк» с зазывалой на ходулях, снимок Жанин Ньепс «Уличная продавщица», неважно, чем она торгует, важна ее завораживающая улыбка, фото Тони дель Тина «Юная особа» с модницей лет пяти в соломенной шляпке… Кстати, Ньепс также была участницей Сопротивления, а после Второй мировой войны вошла в мужскую компанию, работавшую в гуманистической фотографии.
Впрочем, фотографы не скрывают, что драмы повседневной жизни никуда не делись. Об этом снимок Тина «Фургончик» с двумя детьми, обитающими в тесном жилище на деревянных колесах. И пронзительный снимок Ньепс «Париж» с чумазой девчушкой явно из неблагополучной семьи, которая просунула голову между прутьями толстенной оконной решетки. Каждая деталь этой фотографии «работает» на сочувствие к ребенку, решетка становится символом социальной нищеты, из которой не выбраться.
Еще два снимка заслуживают, на мой взгляд, отдельного внимания. Это экспрессивный фотопортрет поэта-коммуниста Луи Арагона на трибуне, созданный Рони, а также снимок Ника Схивена «Стыд». Каменная скульптура мужчины прикрыла рукой глаза, чтобы не смотреть на высотное здание со сплошным стеклянным фасадом. Проект завершает небольшая экспозиция из архивных снимков разных авторов, посвященная общественной деятельности Баскакова, его многочисленным поездкам по России для проведения мастер-классов и отбора фотографий для выставок.
Экспозиция работает по 8 декабря.
Читайте также:
Булавка от императрицы. История семьи знаменитого фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7776) от 22.10.2024 под заголовком «Черно-белые драмы Европы».
Комментарии