В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Зачем нам два глаза?»

Вопрос, заложенный в название проекта, заимствован из рекламного плаката 1920‑х годов, который представлял стереофотографию. Всего на выставке показано 80 снимков, созданных на рубеже XIX – XХ веков, когда этот вид фотографии переживал подъем. 12+.

В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Зачем нам два глаза?»  | Неизвестный автор. Портрет Ивана Павлова с собаками. 1900 – 1910‑е годы./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Неизвестный автор. Портрет Ивана Павлова с собаками. 1900 – 1910‑е годы./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Первые стереоскопы были созданы почти 200 лет назад и предназначались для просмотра пейзажей, нарисованных на прозрачной пленке. В 1851 году появился первый прибор для рассматривания фотографических пар. Использовались свойства человеческих глаз и мозга создавать иллюзию объемного изображения с помощью двух снимков, рассматриваемых каждым глазом по отдельности. Этот вид фотографии быстро завоевал популярность, рассматривание картинок с видами дальних стран, изображений томных красавиц стало частью массовой культуры XIX века. Любопытно, что появление кинематографа и даже телевидения не смогло полностью вытеснить стереофотографию. И только компьютеры и 3D-анимация отправили ее в архив.

Тем интереснее теперь разглядывать старинные стереопары. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Екатерина Юшкевич, куратор проекта, выставка состоит из трех основных частей. В первой демонстрируются любительские стереофотографии. Это могут быть сцены отдыха на природе, например, на даче или на берегу моря, катание на лодке, букеты цветов, интерьеры квартир, виды российских городов и мостов через Волгу. Снимки печатались как на одном листе фотобумаги, так и на двух отдельных листах, которые вставлялись в специальное паспарту. Интересный факт: любители (а потом и профессионалы) использовали для создания стереопары не две копии одного снимка, а две фотографии, сделанные с небольшим временным интервалом. Это усиливало стереоскопический эффект. К редким образцам относятся снимки времен Русско-японской войны, например, погрузка эшелона.

Вторая часть выставки посвящена работам фотографов-профессионалов — Мечислава Белявского, снимавшего «в объеме» интерьеры Эрмитажа, Ивана Рукавичникова, запечатлевшего, например, «Дом рабочего Троицкой фабрики», продукции петербургских издательств «Свет» и «Стереоскоп», печатавших крымские пейзажи.

Неизвестному автору принадлежит стереофото полной Луны, на котором видны кратеры на поверхности спутника Земли. Еще предстоит установить имя фотографа, который сделал два снимка знаменитого физиолога Ивана Павлова. На одном пожилой ученый изображен с любимыми собаками, на другом — с неизвестным человеком. Оба снимка датируются началом ХХ века.

Финальная часть выставки представляет старинные стереоскопы и глифоскопы (фотоаппарат и устройство для просмотра отпечатков в одном корпусе) разных конструкций и фирм. Некоторые копии стереофотографий можно рассмотреть как с помощью реплик старинных приборов, так и в электронном виде.


#выставка #фото #стереопары

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (7547) от 20.11.2023 под заголовком «Гляди в оба».


Комментарии