2Vtzqv4Hz9U

В Музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Лицо блокады»

Она представляет более 250 фотографий из собрания центра, а также Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, научного архива Академии художеств, Центральной универсальной научной библиотеки имени Н. А. Некрасова (Москва) и частных коллекций. Проект построен на сочетании классики блокадной фотографии и любительских снимков, незнакомых широкой публике.

В Музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Лицо блокады» | Борис Кудояров. «ПВО. Пост № 1 — Исаакиевский собор». 1941 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Борис Кудояров. «ПВО. Пост № 1 — Исаакиевский собор». 1941 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Эпиграфом к выставке стали снимки, сделанные 22 июня 1941 го­да. Группа ленинградцев отправилась в Петергоф и сфотографировалась у Львиного каскада, студенты выехали отдохнуть за город, начинаются летние каникулы… Но в тот же день неизвестный автор сделал фотографию «Жители слушают правительственное сообщение». Речь идет о выступ­лении по радио наркома Вячеслава Молотова о начале войны. Петербуржцам известен «Блокадный репродуктор», который в 1941 – 1944 годах находился на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. На снимке люди слушают передачу из репродуктора, стоявшего в другом, непривычном для нас, месте — на крыше особняка Кшесинской.

Центром проекта являются фотографии Бориса Кудоярова, легендарного военного фотокорреспондента «Комсомольской правды», создавшего уникальную летопись жизни в блокадном Ленинграде. Его известные снимки («ПВО. Пост № 1 — Исаакиевский собор», «Блокадный Невский прос­пект» с детьми на самокатах, «Вместо роз — капуста» об огородах, «Танки идут на фронт» с боевыми машинами, прямо из цеха идущими по Московскому прос­пекту в бой) можно рассмат­ривать бесконечно, такова сила подлинника. Самая знаменитая фотография Кудоярова «Жители города и военнослужащие читают текст приказа войскам Ленинградского фронта о снятии блокады Ленинграда» сделана ровно 80 лет назад, 27 января 1944 года.

Капуста вместо роз_Пр.jpg

Неизвестный автор. «Начальник торгового отдела Военфлотторга, капитан 3-го ранга А. А. Терский». 1942 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Широкой публике будет интересно увидеть кудояровский снимок 1941 года «Эвакуация» с необычно радостными лицами детей. Они были уверены, что уезжают недалеко и ненадолго. Весной 1942‑го Кудояров сделал фотографию «Кинооператор Роман Кармен на улицах блокадного города». Судя по деревьям и разбитым троллейбусам, Кармен ведет съемку на Конногвардейском бульваре. Пронзителен внешне простой снимок «Урок продолжается». Пожилой учитель занимается с детьми, возможно, первоклассниками, у стен разрушенной школы.

Блокадный урок_Пр.jpg
Борис Кудояров. «Урок продолжается». 1942 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Куратор выставки Екатерина Юшкевич обратила мое внимание на две пары снимков Кудоярова — «После артобстрела. Эвакуация раненых» и «На Невском проспекте». Дополнительно из каждого отпечатаны крупным планом портреты женщин, они еще драматичнее. «Мы не знаем, это сделал сам Кудояров или редактор, готовивший снимки для публикации», — поясняет Юшкевич.

Другая сторона работы этого фотографа — собственно, портреты блокадного времени. Представлены изображения санинструктора В. Лебедевой, Героя Советского Союза лейтенанта-пехотинца Николая Козлова, писателя Николая Тихонова и другие.

На снимке Кудоярова «Невский гастроном № 1» мы видим зашитые досками большие окна Елисеевского магазина. На досках размещались плакаты «Боевого карандаша» и «Фотомонтажи ТАСС». На выставке представлено несколько таких фотомонтажей. В № 12 1942 года вошли: «Урок естествознания в ленинградской школе»; «Композитор Д. Д. Шостакович работает над 7‑й симфонией в осажденном Ленинграде»; «Архитектор А. С. Никольский работает в осажденном Ленинграде», «Ленинградский художник В. В. Пакулин на Невском проспекте».

Частные фотографии, которые делались на документы или на память для близких, — свидетельства спокойного повседневного мужества людей. Теперь трогательная подпись «Дарю сердечно, помни вечно!» к снимку «Сандружинницы МПВО — подруги Надя Аверьянова (Григорьева), Тоня Матвеева и Мария Сурикова» читается как обращение к потомкам. Чтобы помнили о блокаде.

Выставку дополняют фотографии Сергея Гасилова, основателя фотолаборатории Академии художеств, который фиксировал разрушения в Ленинграде и пригородах, причиненные фашистами. А также снимки, сделанные в первые дни работы выставки «Героическая оборона Ленинграда». Она была открыта в 1944 году в Соляном городке и стала основой первого Музея блокады.


#выставка #блокада #РОСФОТО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7589) от 25.01.2024 под заголовком «Светлые лица».


Комментарии