В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» работает выставка Олега Пономаренко «Явленный мир»

Она приурочена к 75‑летию живописца. На ней представлено 140 картин и рисунков из мастерской художника и частных коллекций.

В музейно-выставочном центре «Петербургский художник» работает выставка Олега Пономаренко «Явленный мир» | «Солнечный денек. Карелия». 2019 г./Репродукция. ФОТО автора

«Солнечный денек. Карелия». 2019 г./Репродукция. ФОТО автора

Первое, что видит посетитель, входя в зал, — большой портрет Григория Пономаренко, отца автора, с кистями в руках. Он прошел всю Великую Отечественную войну, воевал в партизанском отряде. Для сына стал и образцом этическим, и строгим первым учителем в профессии. В детстве художник жил с родителями в солнечном Чимкенте, что позже нашло отражение в палитре мастера. Потом Олег успешно окончил Ташкентское художественное училище и Академию художеств в мастерской петербургского живописца Евсея Моисеенко, советского фигуративного экспрессиониста, предпочитавшего чистые яркие цвета.

Все эти источники творчества Олега Пономаренко зритель почувствует на выставке. К ташкентскому периоду относится колоритная картина «Таджик» с мужчиной в пестром восточном халате. Уже на втором курсе академии Пономаренко рисует углем большой эскиз композиции «Берлин. 1945». На нем изображена сцена прощания с воином, погибшим в последние часы Великой Отечественной войны, на фоне большого распятия. В 1969 году это было смелым шагом, особенно для начинающего художника.

Дипломная работа Пономаренко — картина «Победа» — как одна из лучших в выпуске 1974 года была принята в коллекцию Музея Академии художеств. Сейчас показаны два эскиза к этой работе. Один одновременно является автопортретом. Художник как бы примеряет на себя тяготы, доставшиеся поколению его отца.

В последующие годы Пономаренко много работает над пейзажами и портретами, используя яркие «моисеенковские» краски. Пронизанные любовью к жизни картины и определяют «явленный мир» Пономаренко. Будь то горный пейзаж, заснеженный лыжный склон в Юкках или ранняя весна на академической даче в Тверской области. Выставку завершает эскиз «Горняк», на котором художник изобразил брата Юрия. Красные вымпелы на стенах резко контрастируют с усталым лицом шахтера.

На вернисаже друзья и коллеги Пономаренко говорили о его трудолюбии. Приезжая на академическую дачу, он использует любую возможность спокойно поработать в сельской глуши. Однажды всю ночь провел над этюдом, а наутро полностью соскоблил нарисованное. На вопрос: «Почему ты так сделал?» — последовал ответ: «Зато я знаю, чем буду заниматься завтра».

Счастлив художник, который может сказать так о своем пути.


#художник #выставка #творчество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7609) от 22.02.2024 под заголовком «Прогноз творчества на завтра».


Комментарии