В музее-заповеднике «Царское Село» завершилось воссоздание интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца

В музее-заповеднике «Царское Село» завершилось воссоздание интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца | ФОТО Сергея Грицкова

ФОТО Сергея Грицкова

В цифрах это выглядит так. Работы продолжались 5 лет. Были задействованы больше 200 специалистов. Они выполняли два десятка видов работ — лепка, золочение, резьба по дереву, живопись, литье… Изготовлено более 1000 квадратных метров стекла, воссоздано 474 квадратных метра паркета.

Научные сотрудники музея изучали архивные документы и сведения в опубликованных источниках, подбирали изображения воссоздаваемых объектов, запечатленные на акварелях и фотографиях, исследовали сохранившиеся фрагменты декора. Параллельно приходилось возрождать утраченные технологии.

Флигель, получивший имя одного из фаворитов императрицы, был пристроен к Екатерининскому дворцу в последние годы XVIII века по проекту Юрия Фельтена. Оформлением помещений второго этажа, где располагались комнаты Екатерины, занимались Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. В середине XIX века часть Зубовского флигеля была перестроена по проекту Ипполита Монигетти.

Венценосная заказчица не пожелала в своих личных покоях повторения блеска парадных залов дворца. Для оформления Камерон и Кваренги применили натуральный камень, серебро, цветное и гравированное стекло, фарфор «бисквит», живопись, бронзу, зеркала, наборные паркеты. Императрице нравились новые апартаменты, она считала их превосходными. В их число входили Китайский и Купольный залы, Синий (Табакерка), Серебряный и Зеркальный кабинеты, опочивальня, Рафаэлевская и Туалетная комнаты.

Зубовский2Г.jpg
ФОТО Сергея Грицкова


Во время войны Зубовский флигель пострадал от пожара. В 1990‑х годах помещениям второго этажа вернули архитектурные объемы и использовали их для временных выставок. Сложность и стоимость работ не позволяли музею даже планировать воссоздание интерьеров. Финансирование проекта взял на себя давний партнер «Царского Села» ПАО «Газпром». Воссозданием уникального убранства комнат Екатерины занимались специалисты Царскосельской янтарной мастерской, которые до этого восстанавливали Янтарную комнату, Лионский зал и церковь Екатерининского дворца, реставрировали Агатовые комнаты.

Специально собранная группа архитекторов, в соответствии с новыми историческими данными, откорректировала проект пяти помещений, выполненный Александром Кедринским в 1960 – 1980‑е годы, и разработала проект воссоздания декоративного убранства Китайского зала, Туалетной и Рафаэлевской комнат. Работы велись одновременно во всех помещениях.

Зубовский3Г.jpg
ФОТО Сергея Грицкова


Для знакомства с интерьерами Зубовского флигеля музеем создан отдельный маршрут по Екатерининскому дворцу.

Осмотр комнат Екатерины можно начать с Купольного зала. По замыслу Камерона, его декор напоминает античную римскую виллу. Купол, вес которого больше 16 тонн, украшен живописью и рельефами на мифологические сюжеты. Деревянные и металлические опоры покрыты краской, имитирующей порфир.

С противоположной стороны роскошную анфиладу завершает Зеркальный зал. В зеркалах отражается сложный для воссоздания потолок — живопись на золоте. Современные художники с задачей справились. В этом помещении единственный сохранившийся подлинный элемент отделки комнат императрицы — паркет. Он был создан в конце XVIII века по эскизам Камерона. Во время войны немцы вывезли его в Германию. Паркет обнаружили в Берлине, вернули в музей. Он хранился на щитах не в полном соответствии с рисунком. Реставрация продолжалась больше года.

Екатерина особенно любила свой Серебряный кабинет. Но от его первоначального облика сохранилось только название, две ниши возле входа с серебряным убором и серебряный декор на оконных и дверных откосах. Кабинет перестраивал Кваренги. На стенах появилась модная для своего времени живопись в технике энкаустика. Выполненная темперой живопись покрывалась в несколько слоев воском. Для ее воссоздания необходимы были образцы. Ими стали две подлинные работы, которые удалось вывезти в эвакуацию. Еще два аналога нашли в Академии художеств. Два пейзажа в интерьере Серебряного кабинета были написаны Джованни Камповеккьо. Работы этого художника есть в Зальц­бурге. Музею удалось получить хорошие цифровые изображения, по которым изучалась манера письма и цветовое решение.

Зубовский11Г.jpg
ФОТО Сергея Грицкова


В отделке опочивальни Екатерины, как и прежде, использованы стекло и золоченый металл. На стенах в основном стекло белое, колонны фиолетовые. В этой комнате стены украшали медальоны и плакетки из яшмовой массы, выполненные на фабрике Веджвуда в Англии. Королева Великобритании во время визита в нашу страну в 1994 году подарила музею два медальона, изготовленных по старым формам. Они заняли место на стене опочивальни, недостающие выполнил Императорский фарфоровый завод. Воссоздано 27 фарфоровых декоративных элементов: 12 больших круглых и прямоугольных пластов для стен и 15 маленьких каминных рельефных медальонов. Они выполнены из двухслойного — белого и голубого — бисквита, то есть неглазурованного фарфора.

Самый большой, интересный и сложный в воссоздании интерьер — Китайский зал. Для его украшения использовались подлинные китайские лаковые панно «золотого» и «коромандельского» лаков, кантонские эмали и китайский фарфор. На потолке зала смонтирован плафон в смешанной технике — живопись на холсте, орнаментальная роспись по штукатурке плюс золочение. Воссоздана и роспись на стенах. Недостает главного украшения зала — лаковых панно. Они покрывали стены зала в три яруса. К 2026 году пекинская художественная компания «Синьсинши» должна выполнить специально для Царского Села 155 панно. После их монтажа интерьеры Зубовского флигеля предстанут в полном блеске. Сейчас в зале выставлены подлинные шедевры китайского искусства из фондов музея, которые когда‑то находились в этом интерьере.

Читайте также: 

Пропуск в мир сказки. Что увидели посетители Русского музея на выставке «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения»

КГИОП представил сборник «Восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт‑Петербурга. 1941 – 1957»




#царское село #интерьер #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7823) от 10.01.2025 под заголовком «Маршрут по комнатам императрицы».


Комментарии