В Музее Владимира Набокова открылась выставка «Время пить чай!»

В Музее Владимира Набокова открылась выставка «Время пить чай!», посвященная 155-летию со времени первой публикации книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес».

В Музее Владимира Набокова открылась выставка «Время пить чай!» | Гундега Музиканте. «Еще одну чашку чая?» (фрагмент). РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Гундега Музиканте. «Еще одну чашку чая?» (фрагмент). РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Этот международный проект с участием 80 художников из 19 стран мира придумала эстонский куратор Вийве Ноор. Пять лет выставка путешествовала по миру и вот теперь остановилась на Большой Морской улице в доме № 47. Это не случайно: в 1923 году молодой литератор Владимир Набоков создал перевод произведения Кэрролла на русский язык, озаглавленный им «Аня в Стране чудес».

На вернисаже один известный петербургский художник книги на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», почему не делал иллюстрации к Кэрроллу, ответил, что такие предложения были, но он отказался: столько хороших художников в этом преуспели.

Тем не менее участников выставки, а среди них много молодых авторов, не смущают авторитеты. Мостафа Акбари из Ирана изобразил безумное чаепитие за столом в виде циферблата, где стрелки всегда показывают пять часов. «Но у Кэрролла говорится о шести часах?» - удивится зритель. Но так ведь и чаепитие безумное. Испанка Игнази Бланч усадила участников «чайной церемонии» в чашки, итальянка Алиссия Браво расставила их по клеткам шахматной доски. Игорь Олейников поместил персонажей Кэрролла - Шляпника, Сурка и Мартовского Зайца - в помещение, где висят чайные пакетики. У Ирины Петелиной все сидят на высоченных стульях, и только Сурок занял обычную табуретку, чтобы было удобно спать, положив голову на стол.

Анна Силивончик, художница из Белоруссии, создала маслом портрет Мартовского Зайца, несущего за спиной вязанку совершенно бесполезных вещей. Всеобщее внимание на вернисаже привлекла иллюстрация «Еще одну чашку чая?» Гундеги Музиканте из Латвии. Заяц держит в руке чашку, в которой сидит заяц поменьше, который держит чашку, в которой сидит заяц еще крохотнее, и т. д.

Андрей Аствацатуров, филолог, директор Музея Владимира Набокова, ответил на наш вопрос о значении сказки про Алису для «поколения гаджетов». По его мнению, Кэрролл придумал абсурдистский прием, когда реальное объемное изображение вдруг замещается плоским рисунком. И, например, в музыкальном клипе это изображение воспринимается поколением гаджетов как равнозначное.

#выставка #литература #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 029 (6627) от 18.02.2020 под заголовком «Безумное чаепитие у Ани».


Комментарии