В Музее С. М. Кирова открылась выставка-загадка «Человек советский — человек эмоциональный»
Выставка (12+) посвящена исследованию главных чувств жителей Ленинграда в 1920 – 1930‑х годах. С помощью 80 подлинных предметов того времени (большинство экспонируются впервые), а также более 200 фотографий, плакатов и документов из собрания Музея истории Петербурга и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов рассказано о семи эмоциях человека.
ФОТО АВТОРА
Выставка начинается, что называется, без раскачки: перед зрителем установлен стенд. С помощью курсоров можно оценить в баллах, от одного до десяти, семь эмоций — интерес, радость, гнев, страх, горе, гордость, стыд. На выставке речь идет в основном о 1930‑х, ученые считали их базовыми. Подвигав курсоры, можно сложить свой психологический портрет.
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Мария Юшманова, старший научный сотрудник Музея С. М. Кирова, куратор выставки, основная часть предметов и фотографий спрятана в 69 шкафах: чтобы ознакомиться с содержимым, надо отворить легкие створки. В прозрачных витринах всего несколько предметов — летние льняные костюмы для отдыха; черное шелковое платье и кожаный чемодан дамы из «бывших», фотокамера «Фотокор» — первый массовый советский фотоаппарат, а также выдержки из определений семи эмоций, опубликованных в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Дмитрия Ушакова. Книга была выпущена в 1935 году. «Шкафы — образ закрытости эмоций. Обычно, чтобы о них узнать, с человеком нужно вступить в контакт, расспросить его», — поясняет куратор. В шкафах со знаком «серп и молот» размещены цитаты из Конституции СССР 1936 года, которая провозгласила право всех граждан страны на труд, отдых, образование и т. д.
Самые большие разделы выставки посвящены интересу, радости, страху и гордости, как их понимали и чувствовали почти 100 лет назад. Советская власть всерьез стимулировала интерес граждан к фотоделу, чтению, технике. Киров отправил несколько фотоаппаратов рабочим сланцевских рудников. Снимок, как они рассматривают подарки, явно постановочный, но важен сам факт приучения рабочих к фотоделу. Плакат «Приобретайте в гострудсберкассе фотообязательства» говорит о том, что фотоаппараты можно было купить в кредит.
К интересу относится рукоделие. Иначе как объяснить, зачем девять девушек, воспитанниц интерната, сфотографированы в одинаковых платьях, но у всех разные кружевные воротнички.
История Дома занимательной науки, который работал в Шереметевском дворце, хорошо известна. Его идеологом был Яков Перельман, известный популяризатор науки. Имя директора Виктора Камского известно меньше, именно ему принадлежат ставшие крылатыми слова о том, что «надо прививать публике бациллу любознательности».
«Радость» — самый разнообразный раздел выставки. Впервые показаны трогательные письма и фотографии из семейного архива музыкантов Генриха и Натальи Якубовых, найденные несколько лет назад в тайнике во время ремонта в одной из квартир на Петроградской стороне. «Следы этой пары потерялись в годы Великой Отечественной войны», — комментирует Юшманова. В соседнем шкафу находится свадебное платье, перешитое из тюлевой занавески, а также гармонь-«двухрядка», непременный атрибут многих праздников того времени. Раритетом является ватная елочная игрушка «Гармонист» — свидетельство суперпопулярности этого персонажа. На патефоне лежит пластинка Вадима Козина, на этикете диска стоит штамп «Продаже не подлежит». Это означает, что пластинка была востребована и могла только обмениваться на аналогичную.
Среди радостей особое место отведено материнству. На фото «Приемная пункта № 5 охраны материнства и младенчества» изображены медсестры на фоне больших плакатов «Права матери» и «Обязанности матери». В каждом по девять пунктов. Среди прав — бесплатная койка в роддоме и пособие по существующим нормам. Из обязанностей — учить свою семью правилам здоровой жизни, быть другом своей консультации и посильно помогать ей в работе.
«Мы сочли важным рассказать в этом разделе об экспериментах 1930‑х годов по внедрению сначала скользящей непрерывной пятидневной рабочей недели, а потом шестидневки. Эта история практически незнакома современным зрителям», — говорит Юшманова. В первом варианте за 4 рабочими днями следовал день отдыха, но они были разными, даже для членов одной семьи. Шестидневка имела единый выходной, которые приходились на 6, 12, 18, 24 и 30-е число каждого месяца. К этим дням были привязаны новые праздники, например, День ВМФ (24 июля). Кстати, выходных праздничных дней было всего пять — 22 января (день памяти В. И. Ленина), 1 – 2 мая (День пролетарской солидарности), 7 – 8 ноября (День пролетарской революции). И никаких переносов.
В 1936 году возвращаются детские новогодние елки, хотя 31 декабря и 1 января остаются рабочими днями. Этому предшествует статья в газете «Правда», в которой критикуются «левые загибщики» — противники новогодних елок. В 1935 году 1 сентября становится единым во всем СССР днем начала учебного года в школах.
Страх рассматривается в трех ипостасях — страх боли, страх стихии и специфический для того времени страх поражения в правах. Боль проиллюстрирована оборудованием реального стоматологического кабинета врача Лии Питтель с бормашиной конца XIX века от ножного привода, подобно швейной машинке. Автор этих строк в раннем детстве лечился с помощью точно такой же бормашины у врача из того же славного поколения.
Страх стихии показан с помощью многочисленных фотографий наводнения 1924 года, а также подлинных деревянных «торцов» из мостовых, которые «поплыли», по выражению свидетелей наводнения.
Поражение в правах было вызвано паспортной реформой 1932 года, когда в ходе борьбы с «нетрудовыми элементами» досталось представителям «бывших». Отказ в выдаче нового паспорта означал получение предписания покинуть Ленинград в десятидневный срок.
Гордость в 1930‑е годы связана с движением ударников и физкультурников. Сохранилось много разных фотографий, но здесь самое интересное — показатели норм ГТО. Лазание по вертикальному шесту — 5 метров для школьников 13 – 14 лет, бег 100 метров — 14,5 секунды для молодых людей 18 – 25 лет.
Завершает квест пустая комната «Эмоциональное убежище», где можно остаться наедине со своими эмоциями. И снова отложить их на эмоциональной шкале, совершив круг к началу проекта.
На выставке, которая будет открыта до 23 сентября 2025 года, запланировано, кроме привычных экскурсий для разных возрастных групп, проведение занятий для детей по обучению работе с историческими источниками.
Читайте также:
В музее обороны и блокады Ленинграда состоялась передача реликвий времен Великой Отечественной войны
В Петербурге открылась выставка «Первая мировая война. Северо-Западный фронт»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2120 (7796) от 21.11.2024 под заголовком «Эмоции переполняют».
Комментарии