В музее «Разночинный Петербург» открылась выставка в честь модерна
«Модерн в Семенцах» — выставка под таким названием открылась в музее «Разночинный Петербург» в Большом Казачьем переулке. Хотя в музее не раз обращались к эпохе Серебряного века, нынешняя выставка, по словам ее создателя Елены Мненкова, это первая попытка собрать воедино все, что связано с модерном в самых разных его проявлениях. Посетителей тема привлекает, в чем, наверное, нет ничего удивительного: модерн вообще мало кого оставляет равнодушным.
ФОТО Unsplash
— В нашем городе этот стиль просуществовал достаточно короткое время, всего два десятилетия, и ушел вместе с революцией 1917 года, но оставил глубокий след в культуре. И еще больший след — в душах людей, — говорит Мненкова.
Выставка лишь отчасти посвящена архитектуре, в гораздо большей степени — образу петербургского жилого дома в эпоху модерна. И еще точнее — особенностям быта, связанным с этим стилем. Будь то флакон для духов, издательская продукция, мебель, одежда или дамские украшения. Все эти предметы можно увидеть на выставке.
Модерн был очень многолик. Интерес к Востоку? Пожалуйста. Коллекционер Виктор Дзевановский передал в экспозицию шкатулку эпохи начала ХХ века, выполненную как раз в восточном духе. Русский стиль? И он тоже находил свое место в стилистике модерна. Среди экспонатов — настенная аптечка в русском стиле. Скандинавские мотивы? А как же без них!.. Магические животные, обитатели карельских лесов, диковинные растения — все это запечатлелось на фасадах петербургских жилых домов…
Есть на выставке экспонат с собственной историей — витражи, когда‑то украшавшие межкомнатные двери в бывшем доходном доме на Верейской улице, 23.
— Однажды давний друг нашего музея градозащитник Константин Севастьянов просто пришел в гости к своему знакомому, живущему в этом доме, — рассказала Елена Мненкова. — И на лестничной площадке увидел выставленные кем‑то за ненужностью дореволюционные двери с цветными витражами. Следующим шагом стала бы их отправка на помойку…
Витражи были в плачевном состоянии: местами они потрескались, частично стекла были утрачены. Однако Севастьянов, ценитель модерна, не прошел мимо, передал эти витражи в Академию Штиглица, где ими заинтересовались и отреставрировали на кафедре художественного стекла. А затем передали в «Разночинный Петербург». Можно сказать, они вернулись в родные Семенцы.
— Таких витражей, покинувших свои привычные места обитания, — достаточно много. Их можно обнаружить на интернет-распродажах, а иногда просто на помойках во дворе в центре города. Эта история — с позитивным финалом… Те, кто выставил эти двери как хлам, даже не представляли, какой ценностью обладали. А между тем специалисты нам рассказали, что это достаточно редкий образец: здесь использовано шесть различных фактур стекла, — показывает Мненкова.
Конечно, выставка про модерн — в большей степени для взрослых. Но сотрудники музея разработали и специальные детские занятия, тем более что частью экспозиции является замечательное интерактивное пространство — петербургский чердак, «пристанище художника», где проходят мастер-классы.
— Мы подобрали самые простые модели из «арсенала» модерна, — поясняет куратор выставки, — и лепим с ребятами маскароны из теста, имитируя гипсовую технику. А потом, конечно же, отдаем получившиеся изделия на память.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (7238) от 23.08.2022 под заголовком «Витражи вернулись в Семенцы».
Комментарии