В Музее политической истории России открылась выставка «Эскиз эпохи»

В Музее политической истории России открылась выставка «Эскиз эпохи», посвященная 120‑летию со дня рождения художника Владимира Малагиса. Двадцать его картин и рисунков были подарены музею более сорока лет назад Евгенией Байковой, женой автора, и не демонстрировались широкой публике.

В Музее политической истории России открылась выставка «Эскиз эпохи» | «Птичий совхоз» (фрагмент). 1931 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Птичий совхоз» (фрагмент). 1931 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Имя Малагиса (1902 – 1974) справедливо связывают с деятельностью объединения «Круг художников», существовавшего в 1926 – 1932 годах. Участники этого кружка пытались соединить достижения русского авангарда и реалистическое отражение социальных преобразований в СССР. Это был компромисс. Для лидеров «круговцев», прежде всего Александра Самохвалова, он стал школой жизни, позволил им сохранить творческое и человеческое долголетие. Роль Малагиса оказалась скромнее, каток социалистического реализма, особенно в послевоенные годы, прошел по нему жестче. Выставка наглядно показывает эту драму художника.

Малагис родился в бедной многодетной семье браковщика леса. В 14 лет приехал на заработки в Петроград, начал посещать рисовальные классы Общества поощрения художеств. В 1917 году поступил во ВХУТЕМАС, созданный на базе Академии художеств, учился у Александра Рылова. Потом ушел добровольцем в Красную армию, после возвращения завершал образование у Кузьмы Петрова-Водкина.

В центре выставки находится картина 1931 года «Птичий совхоз». Художник романтически воспринимал коллективизацию, его птичницы на фоне светлого пейзажа напоминают женские лики Пет­рова-Водкина. Во время Великой Оте­чественной войны Малагис оставался в блокадном Ленинграде, был ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза художников СССР, занимался организацией выставок и быта художников. К этому времени относятся два любопытных документа. В «Повестке о выполнении работ по очистке города в порядке трудовой повинности» указано, что с 28 марта по 8 апреля 1942 года художник ежедневно по два часа трудился на городских улицах. Документальный характер носит картина Байковой «Мастерская В. И. Малагиса в ЛОСХе». Главный персонаж — печка-буржуйка, аккуратно обложенная кирпичами. Художник сам ее построил и говорил, что она лучшая во всем большом здании. «Блокадный портрет Морозовой на торфоразработках» и рисунок «На торфоразработках» показывают героический труд женщин по добыче топлива для осажденного Ленинграда.

В 1950‑е годы художник пишет соцреалистические картины, например «В. И. Ленин и И. В. Бабушкин». В представленных на выставке эскизах заметно, как Малагис пытался уйти от описательности, изображая собрания большевиков. Но ему плохо удавалось. «Птичий совхоз», не говоря уже о ранних работах, находящихся в собраниях художественных музеев, остался непревзойденной вершиной.


#художники #картины #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7259) от 21.09.2022 под заголовком «Времена не выбирают».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?