В Музее политической истории России открылась выставка «Эскиз эпохи»

В Музее политической истории России открылась выставка «Эскиз эпохи», посвященная 120‑летию со дня рождения художника Владимира Малагиса. Двадцать его картин и рисунков были подарены музею более сорока лет назад Евгенией Байковой, женой автора, и не демонстрировались широкой публике.

В Музее политической истории России открылась выставка «Эскиз эпохи» | «Птичий совхоз» (фрагмент). 1931 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Птичий совхоз» (фрагмент). 1931 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Имя Малагиса (1902 – 1974) справедливо связывают с деятельностью объединения «Круг художников», существовавшего в 1926 – 1932 годах. Участники этого кружка пытались соединить достижения русского авангарда и реалистическое отражение социальных преобразований в СССР. Это был компромисс. Для лидеров «круговцев», прежде всего Александра Самохвалова, он стал школой жизни, позволил им сохранить творческое и человеческое долголетие. Роль Малагиса оказалась скромнее, каток социалистического реализма, особенно в послевоенные годы, прошел по нему жестче. Выставка наглядно показывает эту драму художника.

Малагис родился в бедной многодетной семье браковщика леса. В 14 лет приехал на заработки в Петроград, начал посещать рисовальные классы Общества поощрения художеств. В 1917 году поступил во ВХУТЕМАС, созданный на базе Академии художеств, учился у Александра Рылова. Потом ушел добровольцем в Красную армию, после возвращения завершал образование у Кузьмы Петрова-Водкина.

В центре выставки находится картина 1931 года «Птичий совхоз». Художник романтически воспринимал коллективизацию, его птичницы на фоне светлого пейзажа напоминают женские лики Пет­рова-Водкина. Во время Великой Оте­чественной войны Малагис оставался в блокадном Ленинграде, был ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза художников СССР, занимался организацией выставок и быта художников. К этому времени относятся два любопытных документа. В «Повестке о выполнении работ по очистке города в порядке трудовой повинности» указано, что с 28 марта по 8 апреля 1942 года художник ежедневно по два часа трудился на городских улицах. Документальный характер носит картина Байковой «Мастерская В. И. Малагиса в ЛОСХе». Главный персонаж — печка-буржуйка, аккуратно обложенная кирпичами. Художник сам ее построил и говорил, что она лучшая во всем большом здании. «Блокадный портрет Морозовой на торфоразработках» и рисунок «На торфоразработках» показывают героический труд женщин по добыче топлива для осажденного Ленинграда.

В 1950‑е годы художник пишет соцреалистические картины, например «В. И. Ленин и И. В. Бабушкин». В представленных на выставке эскизах заметно, как Малагис пытался уйти от описательности, изображая собрания большевиков. Но ему плохо удавалось. «Птичий совхоз», не говоря уже о ранних работах, находящихся в собраниях художественных музеев, остался непревзойденной вершиной.


#художники #картины #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7259) от 21.09.2022 под заголовком «Времена не выбирают».


Комментарии