В Музее петербургского авангарда открылась выставка «Рисовать как летописец…»
Она посвящена художникам, работавшим в годы Великой Отечественной войны в Ленинграде. Проект посвящен предстоящему 80‑летию со дня полного освобождения нашего города от фашистской блокады.
Павел Кондратьев. «За хлебом». 1941 – 1943 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
В названии использована цитата из дневника художницы Татьяны Глебовой, ученицы Павла Филонова, которая пережила в Ленинграде первую, самую тяжелую, зиму. В основе этой выставки — картины, рисунки и литографии одиннадцати художников. Среди них — хорошо известные. Процесс создания Вячеславом Пакулиным пейзажа «Невский проспект (напротив Казанского собора)» запечатлела военная кинохроника: укутанный в ватник художник, работающий на натуре, стал символом веры в победу. В те дни все художники, которые остались в блокадном Ленинграде, относились к своему творчеству, как к гражданскому долгу.
Вячеслав Пакулин. «Невский проспект». 1942 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Также известны литография Бориса Ермолаева «Первые дни войны», изображающая матросов, шагающих строем по Исаакиевской площади, и рисунок Александра Никольского «Эрмитаж. Бомбоубежище», на котором показан знаменитый подвал Зимнего дворца, где музейщики жили и продолжали работать.
Широкой публике вряд ли знакомы литография «У буржуйки» Алевтины Мордвиновой, еще одной ученицы Филонова, акварель «За хлебом» Павла Кондратьева, рисунок Всеволода Сулимо-Самуйло «Блокада». В них показаны будни осажденного города, суровые и героические.
Картина Александра Русакова «Блокадный пейзаж» выставлялась неоднократно. Но впервые показана и обратная сторона холста, на которой художник изобразил молодую женщину в белой блузке и красной косынке, возможно, работницу одной из ленинградских фабрик. Получился драматичный диалог двух изображений — красивого спокойного лица и заснеженного города с баррикадой поперек улицы. Еще одной перекличкой стала статуэтка «Юная балерина», выпущенная в 1939 – 1940 годах по эскизу художника Алексея Пахомова, участника выставки. Известно, что автор изобразил юную ученицу Вагановского училища Татьяну Пилецкую, ныне драматическую актрису, народную артистку России.
Неожиданно представлена на выставке Анна Остроумова-Лебедева, мастер петербургского пейзажа, работавшая в блокадном Ленинграде. Она была автором двух афиш: одного из первых исполнений Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которое состоялось 15 и 16 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии, а также афиши собственного творческого вечера. Он прошел 5 июля 1942‑го в зале камерных концертов в помещении Театра Евгения Деммени и включал выставку работ художницы, чтение ею глав из «Автобиографических записок» и беседу со зрителями.
Выставку дополняют фотографии Ленинграда военных лет, карточки на хлеб, лампа-коптилка и другие предметы. Самые пронзительные — этюдник для акварельных красок художника Льва Юдина, погибшего в своем первом бою под Ленинградом, краски 14‑летнего Георгия Закутина, умершего в блокаду, и палитра архитектора Льва Руднева, который после Великой Отечественной войны восстанавливал советские города.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7548) от 21.11.2023 под заголовком «Рисование как долг ».
Комментарии