2Vtzqv4Hz9U

В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка, посвящённая блокадным детским садам

Пожалуй, самое ценное на этой выставке, открывшейся в мемориальном Музее обороны и блокады Ленинграда, — детские игрушки, пережившие войну. Малыши были вынуждены ночевать в бомбоубежище, они брали с собой походный вещмешок с самыми нужными им вещами, среди которых обязательно была любимая игрушка…

В Музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка, посвящённая блокадным детским садам | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Мы готовили эту экспозицию прежде всего для школьников — чтобы показать им, через что прошли во время блокады даже не их сверстники, а те, кто был гораздо младше. Чтобы было легче понять, что же мы празднуем 27 января. Поэтому эта выставка интерактивная, можно потрогать экспонаты, посидеть за школьной партой, — говорит Денис Мастридеев, куратор выставки, посвященной блокадным детским садам.

Она состоит из трех смысловых частей — детский сад как островок спасения. Улица со всеми ее опасностями, со звуками сирены, разрывами бомб и снарядов. И бомбоубежище…

По данным историков, в блокадном Ленинграде остались до 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. В декабре 1941 года в городе действовало 311 детских садов, в апреле 1942‑го — 342, в августе — 318. Число детей, которые в них находились, — от 20 до 30 тысяч.

В осажденном городе детские сады сначала переходили на 12‑часовой рабочий день, а затем, с февраля 1942 года, — на круглосуточный режим. В первую очередь местами обеспечивали детей, чьи родители были военнослужащими или находились на казарменном положении на предприятиях.

Несмотря на отсутствие в детских садах многих самых элементарных бытовых условий — воды и тепла, они были своего рода «островком спасения»: оказавшись здесь, ребенок все‑таки получал значительно более высокие шансы выжить. И работа воспитателей была настоящим подвигом, — поясняет куратор выставки.

Экспозиция построена на воспоминаниях — тех, кто работал в детских садах, и тех, кто был их воспитанниками. Многим из них было тогда три-четыре года, но самые яркие события навсегда врезались в память. Как спали по двое на одной кроватке — просто не хватало мест, да к тому же так было теплее. Как по утрам, проснувшись, отдирали от стены примерзшее от холода одеяло… Строки воспоминаний специально для выставки озвучили студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

Как отметила руководитель Педагогического музея Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Светлана Подгорнова, вузы и школы нашего города хранят память о своих предшественниках, работавших в годы блокады. Даже если находятся ныне не по тем адресам, где помещались прежде. А вот детские сады только сейчас начали создавать такую традицию.

Несколько лет назад мемориальные доски появились в двух дошкольных учреждениях Нев­ского района, действовавших во время блокады. А в поселке Песочный Курортного района, на Садовой улице, сохранилось двухэтажное деревянное здание детского сада, мемориальная доска на котором гласит: «В этом здании в годы Великой Отечественной войны и блокады работал детский сад «Очаг № 12». Мы этому саду обязаны жизнью, он домом родным стал в блокаду для нас».

Читайте также:

В музее обороны и блокады Ленинграда представили аудиокнигу «Ближе на семь километров»

Делать жизнь с кого? Что можно увидеть в Музее Ломоносова в Кунсткамере


#выставка #Музей обороны и блокады #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7799) от 25.11.2024 под заголовком «Островки спасения».


Комментарии