В Музее-квартире Пушкина открылась выставка к 210‑летию со дня рождения Натальи Николаевны

В цокольном этаже Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина открыта небольшая выставка «Женка моя прелесть». Она приурочена к 210‑летию со дня рождения Натальи Николаевны Пушкиной.

В Музее-квартире Пушкина открылась выставка к 210‑летию со дня рождения Натальи Николаевны | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

По словам заведующей музеем Галины Седовой, сейчас посетители могут увидеть мемориальные вещи Натальи Николаевны, которые обычно хранятся в фондах: кресло в неоготическом стиле, бальную туфельку из шелка, веер…

Представлены и портреты Натальи Николаевны, которые запечатлели ее романтическую красоту, отмеченную многими современниками.

Поэт впервые увидел Натали на балу в Москве. Ей минуло 16 лет. Такой — в полном блеске романтической красоты и юности — мы видим ее на акварельном портрете, выполненном Александром Брюлловым (братом великого Карла) в 1831 году. Интересно, что Пушкин просил и Карла Брюллова написать портрет Натали, но тот отказался наотрез. Почему же?

Племянник Брюллова Петр Соколов, тоже художник, оставивший нам множество портретов красавиц той эпохи, писал: «…великий стихотворец Пушкин сколько раз просил его написать портрет Натальи Николаевны? Мой дядюшка Александр ее писал — дивно хороша. А Карл что же?.. Услышав, что у поэта жена — эдакий розанчик, с ним на дачу по­ехать изволил, глянул наметанным глазом и заартачился писать, ­ссылаясь на то, будто бы она косая!».

Этот чуть ускользающий взгляд и запечатлел Александр Брюллов. Портрет известен тем, что он единственный, где Наталья Гончарова изображена анфас. Остальные портреты и фотографии впоследствии — только в три четверти или в профиль.

Обращают на себя внимание длинные серьги Натали с крупными бриллиантами, дополняющие ее бальный туалет. Целое состояние! Но это украшение ей не принадлежало. Серьги с бриллиантами — «шириинскими алмазами» одолжил на время позирования князь Мещерский.

На выставке можно увидеть веер и шкатулки дочерей Натальи Николаевны, купленные, вероятно, во время их совместных поездок в Европу. К этому времени относятся и представленные фотоальбомы Натальи Николаевны, в которых особого внимания заслуживает ее фотография 1863 года — сепия, не очень четкая, чуть выцветшая.

Снимок несовершенен, фотография ведь тогда как вид искусства только-только делала первые шаги. Но для нас он бесценен, ведь это один из последних портретов Натальи Гончаровой. Между акварелью Брюллова и этим снимком — тридцать лет, вместившие десятки балов, Дантеса, скандал, смерть Пушкина, добровольную семилетнюю ссылку в деревне, второй брак с Петром Ланским, семерых детей… Тонкий профиль, закрытое темное платье, черная кружевная мантилья… Ей чуть за пятьдесят, у нее серьезные проблемы с легкими. От света давно удалилась, полностью посвятила себя семье. А жить оставалось всего ничего.

Осенью 1863 года Наталья Николаевна поехала в Москву крестить внука. На обратной дороге простудилась и умерла от воспаления легких 26 ноября 1863 года…

Осмотр выставки входит в маршрут посещения музея-квартиры в часы его работы.


#музей #выставка #Музей Пушкина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7256) от 16.09.2022 под заголовком «Прелестная Натали».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?