В Музее-квартире Пушкина открылась выставка к 210‑летию со дня рождения Натальи Николаевны
В цокольном этаже Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина открыта небольшая выставка «Женка моя прелесть». Она приурочена к 210‑летию со дня рождения Натальи Николаевны Пушкиной.
ФОТО: Public Domain
По словам заведующей музеем Галины Седовой, сейчас посетители могут увидеть мемориальные вещи Натальи Николаевны, которые обычно хранятся в фондах: кресло в неоготическом стиле, бальную туфельку из шелка, веер…
Представлены и портреты Натальи Николаевны, которые запечатлели ее романтическую красоту, отмеченную многими современниками.
Поэт впервые увидел Натали на балу в Москве. Ей минуло 16 лет. Такой — в полном блеске романтической красоты и юности — мы видим ее на акварельном портрете, выполненном Александром Брюлловым (братом великого Карла) в 1831 году. Интересно, что Пушкин просил и Карла Брюллова написать портрет Натали, но тот отказался наотрез. Почему же?
Племянник Брюллова Петр Соколов, тоже художник, оставивший нам множество портретов красавиц той эпохи, писал: «…великий стихотворец Пушкин сколько раз просил его написать портрет Натальи Николаевны? Мой дядюшка Александр ее писал — дивно хороша. А Карл что же?.. Услышав, что у поэта жена — эдакий розанчик, с ним на дачу поехать изволил, глянул наметанным глазом и заартачился писать, ссылаясь на то, будто бы она косая!».
Этот чуть ускользающий взгляд и запечатлел Александр Брюллов. Портрет известен тем, что он единственный, где Наталья Гончарова изображена анфас. Остальные портреты и фотографии впоследствии — только в три четверти или в профиль.
Обращают на себя внимание длинные серьги Натали с крупными бриллиантами, дополняющие ее бальный туалет. Целое состояние! Но это украшение ей не принадлежало. Серьги с бриллиантами — «шириинскими алмазами» одолжил на время позирования князь Мещерский.
На выставке можно увидеть веер и шкатулки дочерей Натальи Николаевны, купленные, вероятно, во время их совместных поездок в Европу. К этому времени относятся и представленные фотоальбомы Натальи Николаевны, в которых особого внимания заслуживает ее фотография 1863 года — сепия, не очень четкая, чуть выцветшая.
Снимок несовершенен, фотография ведь тогда как вид искусства только-только делала первые шаги. Но для нас он бесценен, ведь это один из последних портретов Натальи Гончаровой. Между акварелью Брюллова и этим снимком — тридцать лет, вместившие десятки балов, Дантеса, скандал, смерть Пушкина, добровольную семилетнюю ссылку в деревне, второй брак с Петром Ланским, семерых детей… Тонкий профиль, закрытое темное платье, черная кружевная мантилья… Ей чуть за пятьдесят, у нее серьезные проблемы с легкими. От света давно удалилась, полностью посвятила себя семье. А жить оставалось всего ничего.
Осенью 1863 года Наталья Николаевна поехала в Москву крестить внука. На обратной дороге простудилась и умерла от воспаления легких 26 ноября 1863 года…
Осмотр выставки входит в маршрут посещения музея-квартиры в часы его работы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7256) от 16.09.2022 под заголовком «Прелестная Натали».
Комментарии