В Музее-квартире Исаака Бродского открылась выставка «Рембрандт. Лучшая работа»

В Музее-квартире Исаака Бродского работает выставка Rembrandt. Magnum opus — «Рембрандт. Лучшая работа». Этим проектом музей начинает серию показов любимых художников владельца квартиры.

В Музее-квартире Исаака Бродского открылась выставка «Рембрандт. Лучшая работа» | Неизвестный гравер XVII века. «Портрет старика в берете»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Неизвестный гравер XVII века. «Портрет старика в берете»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как‑то художник Бродский, видевший картины великого голландца в разных музеях мира, заметил: «Вот шедевры, которые будут вечно жить…». В 1904 году он нарисовал автопортрет в берете явно под влиянием автопортретов Рембрандта. Эта работа стала эпиграфом к выставке. «Все, что вы здесь видите, — тридцать гравюр XVII – XIX веков хранятся в собраниях музея и научной библиотеки Академии художеств. Несколько офортов из серии «Нищие» созданы самим Рембрандтом. Остальные — по живописным и графическим оригиналам художника и его последователей, — говорит Максим Костыря, сокуратор выставки. — Эти произведения наверняка были известны Бродскому. В 1934 году он стал директором Академии художеств, в которой воссоздал графическую мастерскую».

Показ построен по тематическому принципу — портреты, библейские сюжеты, нищие, философы. Что не мешает рассматривать ее по хронологии. В центре, конечно, работы Рембрандта, в том числе гравюра «Старая нищенка с тыквенной бутылкой» 1630 года. Офорт «Христос перед Пилатом (Се человек)» создан им вместе с Яном ван Влитом. «Портрет смеющегося мужчины» — работа Франсуа Ланглуа по живописному оригиналу Рембрандта. Офорты «Портрет старика в берете» и «Погрудное изображение мужчины в шлеме» относятся к тому же времени, они выполнены неизвестным гравером по рисунку Рембрандта.

Следующий век — восемнадцатый — представлен двумя гравюрами по произведениям великого мастера в редкой технике «меццо-тинто». Это «Портрет старика с лысой головой» Валентина Прейслера и «Ян Сикс, бургомистр Амстердама» Ричарда Хьюстона. Последний офорт снабжен авторским комментарием: «Создан по редкой гравюре Рембрандта, которая часто продается за 30 фунтов и дороже».

В XIX веке «резьбой» по эрмитажным «рембрандтам» активно занимались русские художники. Виктор Быковский создал офорт «Афина Паллада», Яков Андреев — «Портрет старушки».

Как рассказала Валентина Федоренко, сокуратор выставки, изначально была идея показать старинные редкие книги, связанные с Рембрандтом, из собрания научной библиотеки Академии художеств. Но в них нет нужного качества иллюстраций. И тогда были выбраны три раритета, которые никогда не видела широкая ­публика: «Художник и точная ­геометрия» (1591 г.) Альбрехта Дюрера, «Анатомия» (1691 г.)  Бернардино Дженга и «Разнообразные и гениальные машины капитана Агостино Рамелли» (1588 г.). Книги украшены изысканными гравюрами своего времени.


#музей #выставка #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7333) от 12.01.2023 под заголовком «Верный поклонник Рембрандта».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?