В Музее-квартире Исаака Бродского открылась выставка «Рембрандт. Лучшая работа»
В Музее-квартире Исаака Бродского работает выставка Rembrandt. Magnum opus — «Рембрандт. Лучшая работа». Этим проектом музей начинает серию показов любимых художников владельца квартиры.
Неизвестный гравер XVII века. «Портрет старика в берете»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Как‑то художник Бродский, видевший картины великого голландца в разных музеях мира, заметил: «Вот шедевры, которые будут вечно жить…». В 1904 году он нарисовал автопортрет в берете явно под влиянием автопортретов Рембрандта. Эта работа стала эпиграфом к выставке. «Все, что вы здесь видите, — тридцать гравюр XVII – XIX веков хранятся в собраниях музея и научной библиотеки Академии художеств. Несколько офортов из серии «Нищие» созданы самим Рембрандтом. Остальные — по живописным и графическим оригиналам художника и его последователей, — говорит Максим Костыря, сокуратор выставки. — Эти произведения наверняка были известны Бродскому. В 1934 году он стал директором Академии художеств, в которой воссоздал графическую мастерскую».
Показ построен по тематическому принципу — портреты, библейские сюжеты, нищие, философы. Что не мешает рассматривать ее по хронологии. В центре, конечно, работы Рембрандта, в том числе гравюра «Старая нищенка с тыквенной бутылкой» 1630 года. Офорт «Христос перед Пилатом (Се человек)» создан им вместе с Яном ван Влитом. «Портрет смеющегося мужчины» — работа Франсуа Ланглуа по живописному оригиналу Рембрандта. Офорты «Портрет старика в берете» и «Погрудное изображение мужчины в шлеме» относятся к тому же времени, они выполнены неизвестным гравером по рисунку Рембрандта.
Следующий век — восемнадцатый — представлен двумя гравюрами по произведениям великого мастера в редкой технике «меццо-тинто». Это «Портрет старика с лысой головой» Валентина Прейслера и «Ян Сикс, бургомистр Амстердама» Ричарда Хьюстона. Последний офорт снабжен авторским комментарием: «Создан по редкой гравюре Рембрандта, которая часто продается за 30 фунтов и дороже».
В XIX веке «резьбой» по эрмитажным «рембрандтам» активно занимались русские художники. Виктор Быковский создал офорт «Афина Паллада», Яков Андреев — «Портрет старушки».
Как рассказала Валентина Федоренко, сокуратор выставки, изначально была идея показать старинные редкие книги, связанные с Рембрандтом, из собрания научной библиотеки Академии художеств. Но в них нет нужного качества иллюстраций. И тогда были выбраны три раритета, которые никогда не видела широкая публика: «Художник и точная геометрия» (1591 г.) Альбрехта Дюрера, «Анатомия» (1691 г.) Бернардино Дженга и «Разнообразные и гениальные машины капитана Агостино Рамелли» (1588 г.). Книги украшены изысканными гравюрами своего времени.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7333) от 12.01.2023 под заголовком «Верный поклонник Рембрандта».
Комментарии