В Музее кукол открылась выставка «Забавы питерских мужчин»
В Петербургском музее кукол открылась выставка авторских объектов Сергея Цветкова и фотографий Александра Сергеева «Забавы питерских мужчин».
ФОТО автора
Как рассказал Сергей Цветков «Санкт-Петербургским ведомостям», по профессии он метростроитель. Последние пять лет все свободное время посвящает созданию авторских кукол. И это его первая выставка. Кого на ней только нет. Древний человек Этци, живший в Альпах в VI тысячелетии до н. э., тевтонский рыцарь, ацтекский воин, пират Черная Борода, Михаил Шенин, герой обороны Смоленска, испанский драгун, Елена Сарондова, капитан «амазонской роты» екатерининских времен, маркитантка наполеоновской армии, японский подводный диверсант времен Второй мировой войны. И, конечно, мушкетеры и кардинал Ришелье. Всего 108 кукол.
Путь к ним начинался у Сергея Цветкова в детстве с чтения романов «Айвенго», «Три мушкетера», исторических книг. Потом было изучение журналов и интернет-ресурсов по истории костюма. Лет десять назад Цветков стал создавать доспехи в человеческий рост — шлемы, кольчуги… Специально для нынешней выставки он сделал одного рыцаря, использовав созданную тогда амуницию. Но изготовление этих предметов требует много сил, времени, средств, их надо где‑то хранить. Да и повторяться надоело. И тогда метростроитель переключился на кукольный формат.
В нескольких словах Цветков рассказал о своей технологии. В основе — куклы Барби и Кен. Сначала надо придать им придуманную заранее позу — согнуть колено или локоть, повернуть голову. Иногда приходится разрезать заготовку и собирать заново. Помогают строительный фен и профессиональные навыки слесаря-монтажника. «Мне важно передать индивидуальный облик. Кену можно усы приклеить. С Барби всегда сложнее», — поясняет Цветков.
Потом происходит одевание куклы, начиная с обуви, чтобы зафиксировать ее на «подиуме». Затем — одежда, если требуется — доспехи и оружие. Для обуви Цветков старается подбирать натуральную кожу. «Обрезков тканей и кож у меня накопилось несколько мешков. Вношу свой весомый вклад в экологию», — шутит мастер.
И вспоминает, что раньше изготовление одной шляпы или щита могло отнять целый день. Сейчас одна кукла занимает 30 – 40 часов. Цветков привык измерять трудозатраты в часах, поскольку работает только в свободное время. Но если требуется кольчуга, то на ее плетение уходит три недели. Она делается из оцинкованной проволоки диаметром 1 мм, которая наматывается на более толстую проволоку, а потом болгарочкой ювелирно разрезается на кольца. Одежда не шьется, а клеится по месту, иначе ее не оденешь на куклу. Автор признается, что никогда не задумывался, сколько деталей нужно для создания одной куклы, но на один полный кольчужный доспех требуется две тысячи колец.
Отвечая на вопрос о любимой кукле, Цветков подходит к «античной» витрине и показывает на сигнифера. Это младший офицер в римском легионе, который нес сигнум — шест с эмблемами когорты и текстом клятвы республике, а потом — императору. В костюм сигнифера входили шкура дикого зверя — медвежья или львиная. Шит он носил небольшой, поскольку не принимал участия в сражениях. Но, если когорта теряла строй, ему приходилось сражаться наравне со всеми остальными воинами.
Кроме кукол Цветков показывает модели двенадцати метательных машин Античности и Средневековья. По словам автора, увидев как‑то рисунки и чертежи, он решил проверить, реально ли машины работали. Выяснилось, что все может действовать, метать камни и стрелы. Только византийский корабельный огнемет сифон пока не удалось запустить...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7126) от 11.03.2022 под заголовком «Рыцари в кукольном формате».
Комментарии