В Музее истории школы Карла Мая открылась выставка, посвященная Ростиславу Добужинскому

Если работы Мстислава Добужинского известны широкой публике, то созданное его старшим сыном Ростиславом, тоже художником, но театра и кино, — гораздо меньше. Выставка, посвященная ему, открылась в Музее истории школы Карла Мая на 14‑й линии Васильевского острова. И не случайно именно здесь: он был выпускником этого знаменитого учебного заведения.

В Музее истории школы Карла Мая открылась выставка, посвященная Ростиславу Добужинскому | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Ростислав Добужинский учился в нем с 1913-го по 1918 год, а потом еще два года — в созданной на его основе единой трудовой школе. Среди экспонатов — фотография 1‑го класса, на которой изображен Ростислав.

В фондах музея сохранились табели с четвертными оценками учеников, в том числе и Ростислава Добужинского. Отличником он не был, преобладали четверки, иногда проскакивали тройки.

Может возникнуть впечатление, что он учился средне или даже ниже среднего. Но оно будет не совсем верным, поскольку педагоги школы Мая предъявляли очень высокие требования к своим питомцам, и, условно говоря, здешняя четверка, как правило, равнялась пятерке в других гимназиях, — говорит руководитель музея Никита Владимирович Благово.

По окончании четверти и года каждому ученику выставляли средний балл. Тех, кто учился на отлично, были буквально единицы. Николай Бенуа, школьный друг Ростислава Добужинского и будущий художник, вспоминал, что он одним из немногих приносил домой, как тогда говорили, «золотые четверти». Дело в том, что если по итогам четверти или года ученик школы Карла Мая получал пятерки по всем предметам, а также по прилежанию и поведению, то их выводили золотыми чернилами.

Мы отобрали для выставки фотографии четырех одноклас­сников Ростислава, — рассказал сотрудник музея Дмитрий Поляков. — Это литературовед Всеволод Успенский, ученый-электрохимик Владимир Скорчилетти, педагог Алексей Вердеревский, инженер-электрик Кир Гутков.

Любопытный экспонат — экземпляр школьного журнала «Ручей», выпущенный в 1915 году. Автор одного из помещенных в нем рассказов — Ростислав Добужинский.

В 1924 году он уехал в Прибалтику, там работал над декорациями к «Пиковой даме» Чайковского для Литовского государственного театра. Копии эскизов декораций к этой опере можно увидеть на выставке. Затем обосновался в Париже, был художником-декоратором Театра русской драмы, после войны открыл собственную мастерскую театральных декораций, работал для ведущих театров.

Несмотря на то что значительную часть жизни Ростислав Добужинский прожил во Франции, он продолжал считать себя русским. В одном из своих интервью он сказал: «Есть такая басня о том, как голубь поселился в конюшне и чувствовал себя там как дома, выводил птенцов, летал куда хотел, корма было сколько угодно, но лошадью так и не стал. Вот я тоже как этот голубь: прожил большую часть жизни во Франции, но считал, что я русский и не могу стать французом».

Кстати, еще будучи «майским жуком», Ростислав Добужинский в 1916 году вступил в отряд скаутов, а потом всю жизнь оставался активным членом этого движения. Даже живя в Париже, он и его жена активно участвовали в скаут­ском движении, но уже как воспитатели-руководители…

Ростислав Мстиславович прожил 97 лет (он умер в июне 2000 года) и письменных мемуаров не оставил. В последние годы жизни с ним много общался исследователь русского зарубежья Андрей Корляков, записывая его воспоминания на магнитофонные пленки. Сейчас эти записи расшифрованы, готовится публикация книги.

В надиктованных мемуарах оказалось немало упоминаний о школе на Васильевском острове. Любимым предметом будущего художника, разумеется, было рисование. Эти уроки вел классный руководитель Александр Константинович Аксенов, преподаватель естественной истории и древних языков. Кроме того, он очень тепло вспоминал учителя физкультуры Николая Александровича Низовцева, который считается одним из отцов-основателей российского баскетбола.

Подготовкой текста воспоминаний Добужинского занимается искусствовед Дмитрий Северюхин, а доктор технических наук Николай Горский предложил свои фотографии, на которых запечатлены места в России и за рубежом, связанные с жизнью художника.


#музей #выставка #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7414) от 15.05.2023 под заголовком «Голубь, который не стал лошадью ».


Комментарии