В Музее истории религии работает выставка ритуальных масок
В Музее истории религии продолжает работу выставка с интригующим названием «Магическая сила маски. Превращение, изображение, символ».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Название точно раскрывает содержание экспозиции, — поясняет Татьяна Дмитриева, хранитель фонда «Архаические верования и религии Древнего мира». — Мы показываем маску, которая была задействована в ритуале, ту, что превращала своего носителя в иное существо. Это могло быть божество, дух, мифологический персонаж…»
География выставки предельно широка — от Австралии до Сибири, от острова Ратманова (самой восточной точки России) до Африки. Хронология… не вполне очевидна. С одной стороны, здесь представлены экспонаты, датированные преимущественно XIX – XX веками. С другой — сама традиция уходит в глубь времен. «Трудно сказать, когда возникла первая маска, — говорит Татьяна Дмитриева. — Скорее всего, тогда, когда появились люди современного типа».
Исследователи полагают, что представления о том, что человеческий мир соседствует с миром иным, существовали практически всегда. Природа, стихии неподвластны человеку, но ведь можно с ними… договориться. Так рассуждали древние. И находили способы взаимодействия с духами воды и огня, леса и небес, с предками и божествами. Надевая маску, посвященные входили в их круг и получали их силу, возможность взаимодействия с их миром, с неподвластными человеку явлениями.
На выставке представлены копии боевых шлемов тлинкитов (народа, проживавшего на юго-востоке Аляски). Эти наголовники непробиваемы для стрел, они (вместе с соответствующим доспехом) должны были сделать воинов непобедимыми, наделив их свойствами тотемических покровителей (орла, ворона, волка). Их оригиналы можно найти в постоянной экспозиции Кунсткамеры, но и копии предельно выразительны.
В соседней витрине — маска волка, которая использовалась во время обрядов, посвященных хозяину морских животных Керетхуну (так называли его чукчи). О соответствующем празднике повествует целый комплекс предметов — доска заклинаний, сосуд для жертвоприношений, нарядный пояс, маска волка, фигурка косатки… Интересно, что косатка и волк взаимосвязаны. Считалось, что косатки (которые по велению Керетхуна заставляют китов выброситься на берег и так дарят людям пищу) зимой превращаются в волков. А маска в свою очередь дает человеку возможность стать на время ритуала волшебным волком и попросить у хозяина морских животных помощи и удачи.
Отдельная история — маски, использовавшиеся в обряде инициации, превращения мальчика в мужчину. Этот процесс у некоторых африканских племен мог длиться несколько лет. Детей отправляли в лес, где они обучались всем необходимым умениям. И, когда обучение заканчивалось, устраивали большой праздник выхода из леса. У народа маконга в этой церемонии принимали участие маски, демонстрировавшие разнообразие мира, в котором человек теперь будет жить, — маски духов, людей из соседних племен, животных… Они тоже есть на выставке.
Известно, что в большинстве ритуалов могли участвовать только посвященные. Для остальных (например, женщин и детей) контакт с существами мира иного мог оказаться опасным. Для них существовали другие праздники, в которых было меньше мистики, больше игры, театральности. И тогда человек, надевший маску, ощущал себя не воплощением духа или предка, а… артистом.
От каких ритуалов берет свое начало современный театр — вопрос сложный. Но связь той древней традиции, наделявшей маску магической силой, с актерской профессией несомненна. Последние витрины на выставке посвящены маскам (амплуа) китайского театра.
Современные психологи считают: человек действительно может открыть в себе новые силы, примерив виртуальную, воображаемую маску супергероя, волшебного существа. Впрочем, это уже совсем другая история.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7282) от 24.10.2022 под заголовком «Магия маски».
Комментарии