В Музее истории религии открылась выставка о Петре Великом
В Музее истории религии открылась выставка «Петр Великий. К 350‑летию со дня рождения». Она невелика — всего один зал. И как многие другие экспозиции музея, не столько показывает памятники (хотя тут есть на что посмотреть), сколько рассказывает, приглашает посетителя к размышлениям и рассуждениям, задает вопросы, загадывает загадки.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
С одной из них выставка и начинается. На входе в зал посетителя встречает гипсовая фигура апостола Петра. На первый взгляд, все очевидно: это святой, в честь которого получил имя первый российский император, главный герой выставки. Но день рождения Петра I не совпадает с днем празднования памяти апостолов Петра и Павла. Будущий правитель и реформатор родился в день святого Исаакия Далматского и, соответственно, мог бы носить его имя… Как рассказывает куратор выставки научный сотрудник музея Владимир Безродин, историки исследовали данный вопрос, но к однозначному мнению не пришли. Они проследили родовое древо Романовых, выяснили, что те в принципе не особенно придерживались старинной традиции. Так и неизвестно, почему Петру I дали это имя.
Впрочем, это только присказка, увертюра. Главная тема экспозиции — духовная, религиозная составляющая жизни, правления и преобразований Петра Великого. Первый сюжет — проведенная им реформа церковного управления.
— Это очень старый спор между светской и духовной властью, — рассказывает Безродин. — В рамках одного государства сосуществуют два лидера — лидер светской власти (монарх, самодержец) и лидер власти духовной (в нашем случае — патриарх). В духовных вопросах монарх не может не подчиниться патриарху, но патриарх живет на территории государства и подчиняется его законам. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, эта спорная ситуация привела к отстранению от власти патриарха Никона. Однако системно вопрос тогда решен не был. Петр I же поступил кардинально — созданием Синода он поставил царство (светскую власть) выше священства (власти духовной).
На экспозиции в лицах — портретах живописных и гравированных представлены участники этого своеобразного переворота: патриарх Адриан (последний патриарх всея Руси), Стефан Яворский (блюститель патриаршего престола, а впоследствии президент Духовной коллегии (Синода), Феофан Прокопович (главный идеолог петровских реформ)…
Важно понимать, что реформа церковного управления никак не касалась догм церкви. Петр I подошел к этому вопросу как человек религиозный, но практичный. Желающий и умеющий обратить на пользу государству все имеющиеся у него ресурсы. В том числе — авторитет церкви. К слову, полутора столетиями раньше аналогичным образом действовал Иван Грозный, который в отличие от Петра Великого объяснил свое самоуправство: как помазанник божий, царь имеет и духовную власть над своими подданными.
Петр I свои решения не объяснял, но поступал предельно последовательно — используя церковные силы для утверждения реформ и просвещения своего народа.
— С седых времен многие храмы на Руси ставились в память о тех или иных событиях, — говорит Владимир Безродин. — Это должно было закрепить их в народной памяти. Храмы эти связывали с теми святыми, в день которых произошли данные события. В частности, Полтавская битва случилась в день памяти Сампсония Странноприимца. И через несколько лет после этой победы на Выборгской стороне был основан Сампсониевский собор. Далее — оба крупных морских сражения Северной войны, Гангутское и Гренгамское, по совпадению произошли в день памяти святого Пантелеймона Целителя. И уже после первого из них была заложена Пантелеймоновская церковь. Эти два храма существуют в Петербурге и сейчас. На выставке можно увидеть, как они выглядели в XVIII столетии и как изменились со временем.
Другой пример — орденская система, созданная Петром I по образу и подобию европейской. Для современного человека орден — награда, но изначально орденом не награждали, в него принимали. Корнями своими эта традиция уходит в историю крестовых походов, духовно-рыцарских орденов крестоносцев. Со временем светские правители стали основывать собственные орденские организации, не имеющие отношения к церкви, — орден Подвязки, орден Почетного легиона… Однако Петр I привязал эту систему к религиозной традиции. Экспонаты рассказывают о первых трех орденах, учрежденных или только замысленных царем-преобразователем. Это орден Андрея Первозванного, орден Святой Екатерины (или орден Освобождения), орден святого Александра Невского. Самих орденских знаков на экспозиции нет, зато есть иконы соответствующих святых.
Отдельная история о князе Александре Ярославовиче, еще одном покровителе Санкт-Петербурга. Орден Александра Невского, который, по мысли Петра I, должен был выдаваться исключительно за военные заслуги, сам он учредить не успел, это случилось уже при Екатерине I. Зато император сделал многое для утверждения авторитета святого. Свидетельство тому — барельеф «Перенесение мощей Александра Невского в Санкт-Петербург» (эскиз украшения дверей Исаакиевского собора). И икона, на которой благоверный князь изображен в воинских доспехах и мантии (в связи с перенесением мощей Александра Невского на берега Невы был издан указ Синода о том, чтобы его «отнюдь в монашеских одеяниях не писать, а только в великокняжеских»).
На выставке есть и уникальные экспонаты (например, икона «Богоматерь Черниговская-Ильинская» с планом Азовской битвы), и эффектные (воссозданные комплекты обмундирования нижних чинов лейб-гвардии Семеновского полка — петровского времени и начала ХХ века). Но главная ее отличительная черта все же — многосмысленность. Насколько глубоко погружаться в это море историй (истории), каждый из посетителей решает сам.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7197) от 27.06.2022 под заголовком «Точка в давнем споре».
Комментарии