2Vtzqv4Hz9U

В музее истории религии открылась новая экспозиция «Католицизм: церковь и общество в Западной Европе»

В постоянной экспозиции Музея истории религии раздел «Католицизм» закрылся на реэкспозицию пять лет назад. В мае 2021 года посетителей приняли три первых обновленных зала, где рассказывается о том, что такое католицизм, кто такие католики, во что они верят, как эта церковь устроена.

В музее истории религии открылась новая экспозиция «Католицизм: церковь и общество в Западной Европе» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

И вот теперь открылась новая часть экспозиции «Католицизм: церковь и общество в Западной Европе» (12+), она посвящена важным вехам в истории католицизма: христианизации Европы и крестовым походам в Палестину, инквизиции и религиозным войнам, миссионерской деятельности монашеских орденов и истории католической церкви в эпоху Просвещения, в период Великой французской революции и правления Наполеона.

В двух залах свыше 130 экспонатов из западноевропейской коллекции музея. Большую часть посетители видят впервые. Произведения религиозного и светского искусства дополняют редкие книжные издания.

Живопись и скульптура — работы мастеров немецкой и австрийской, французской, испанской и итальянской школ второй половины XIV – XIX века. Один из бесспорных шедевров — занимающий отдельную стену крест с изображением распятия школы Джотто. Этот крест XIV века единственный в российских музеях пример знаменитых распятий школы великого флорентийца. Он был приобретен в 1900‑е годы в Италии российским консулом в Триесте Щекиным, подарен Музею изящных искусств (ныне — Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1931 году крест был передан в Центральный антирелигиозный музей в Москве, после ликвидации которого оказался в Музее истории религии.

На противоположной стене отреставрированный к выставке крупный алтарь-триптих немецкой работы. В его центральной части — изображение коронования Богоматери, на створках — избранные святые. Алтарь был изготовлен в начале XVI века и является прекрасным примером искусства Северного Возрождения.

Экспонат, который никогда в постоянной экспозиции не демонстрировался, — флорентийской школы домашний складной алтарь XIV столетия. Редкий пример итальянского примитивизма.

Нельзя не упомянуть холст «Мадонна с Младенцем и святыми», выполненный в мастерской крупнейшего венецианского художника Джованни Беллини.

Религиозную жизнь католической церкви иллюстрируют старопечатные раритеты XVI – XVII веков: редчайшие издания трудов мыслителей эпохи Просвещения: Эразма Роттердамского, Роберто Белармино, Терезы Авильской, других богословов христианского Запада, напечатанные в мастерских Антона Кобергера. Присутствует и графика выдающихся европейских мастеров — Джованни Баттиста Пиранези, Джузеппе Вази и других.

Книги и графика в основном демонстрируются на мультимедийных экранах во втором зале. Это позволяет рассмотреть в деталях сложные многофигурные гравюры. В их числе гравюра, представляющая интерьеры собора Святого Петра в Риме.

Завершает раздел гравюра «Венский конгресс 1814 года». В его ходе были достигнуты договоренности, направленные на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами, и определены новые границы государств Европы.

В будущем музей планирует открыть еще два зала постоянной экспозиции, посвященной католицизму. В них будет представлена история католической церкви ХХ — начала ХХI века. Большая часть материала будет посвящена истории католической общины России.

Читайте также:

В РНБ представлена выставка «Дар Ровинского. К 200‑летию историка искусства, коллекционера, сенатора»

В залах Петербургского союза художников открылась выставка «Вдохновение Сяндемской обители»


#Музей истории религии #католицизм #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7787) от 07.11.2024 под заголовком «Вехи католицизма».


Комментарии