В Музее истории религии идёт реставрация полихромной скульптуры «Пьета» XVI века

На днях сотрудники музея со всеми предосторожностями извлекли редкую скульптуру работы школы Тильмана Рименшнайдера из ее персональной витрины в постоянной экспозиции, посвященной католицизму. И рассказали журналистам о предстоящих работах.

В Музее истории религии идёт реставрация полихромной скульптуры «Пьета» XVI века | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

По словам Екатерины Терюковой, директора музея, произведений, подобных «Пьете», почти нет в оте­чественных собраниях. Поэтому хрупкая деревянная скульптура находится под пристальным вниманием реставраторов. За пос­ледние десятилетия проводились консервационные работы, но теперь настало время комплексной реставрации. Музей принял решение провести исследование красочного слоя и попытаться найти авторский, возможно, самого Рименшнайдера. Тем более что десять лет назад при проведении пробных расчисток под слоем позднего поновления масляной краской был обнаружен участок с тонкой темперой.

Как рассказал Анатолий Агарков, художник-реставратор мас­терской темперной живописи, предстоит под микроскопом взять микропробы в разных точках скульптуры, чтобы получить «срезы» красочных слоев. Они позволят определить, где сохранилась темперная живопись, а где она была утрачена прежде, чем был нанесен слой масляной краски. Эти работы будут вестись ­вместе со специалистами Русского музея.

Статья по теме:
Призвание на царство

В тех местах, где темпера сохранилась, реставраторы, опять же под микроскопом, будут удалять записи маслом. Там, где темперу не обнаружат, оставят масляный слой. Одновременно у специалистов появится возможность сравнить «Пьету» с известными произведениями Рименшнайдера и попытаться определить: эта работа школы или самого мастера.

Весь процесс реставрации «Пьеты» займет не менее двух лет. «Мы настроены на качественный результат, а не на ударные сроки», — подчеркнул Агарков, который руководит группой реставраторов.

Любопытна история бытования скульптуры. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Яна Цехановская, хранитель скульптуры, «Пьета» поступила в Музей истории религии в 1947 году после закрытия в Моск­ве Центрального антирелигиозного музея. Прежде она находилась в костеле Петра и Павла в московском Милютинском переулке. Сейчас храм не существует, его архив не сохранился, но можно предположить, что скульптура была вкладом состоятельного прихожанина.

Место «Пьеты» в постоянной экспозиции музея не будет пустовать. Его сразу же заняла деревянная скульптура XIV века «Мадонна с Младенцем», которая когда‑то экспонировалась постоянно, а последнее время находилась в фондах.

Читайте также:

В Полярном флигеле Шереметевского дворца открылась выставка «Дом занимательной науки»

Хранитель на все времена


#реставрация #скульптура #Музей истории религии

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7954) от 23.07.2025 под заголовком «Кто автор «Пьеты»».


Комментарии