В Музее истории религии идёт реставрация полихромной скульптуры «Пьета» XVI века
На днях сотрудники музея со всеми предосторожностями извлекли редкую скульптуру работы школы Тильмана Рименшнайдера из ее персональной витрины в постоянной экспозиции, посвященной католицизму. И рассказали журналистам о предстоящих работах.
ФОТО АВТОРА
По словам Екатерины Терюковой, директора музея, произведений, подобных «Пьете», почти нет в отечественных собраниях. Поэтому хрупкая деревянная скульптура находится под пристальным вниманием реставраторов. За последние десятилетия проводились консервационные работы, но теперь настало время комплексной реставрации. Музей принял решение провести исследование красочного слоя и попытаться найти авторский, возможно, самого Рименшнайдера. Тем более что десять лет назад при проведении пробных расчисток под слоем позднего поновления масляной краской был обнаружен участок с тонкой темперой.
Как рассказал Анатолий Агарков, художник-реставратор мастерской темперной живописи, предстоит под микроскопом взять микропробы в разных точках скульптуры, чтобы получить «срезы» красочных слоев. Они позволят определить, где сохранилась темперная живопись, а где она была утрачена прежде, чем был нанесен слой масляной краски. Эти работы будут вестись вместе со специалистами Русского музея.
В тех местах, где темпера сохранилась, реставраторы, опять же под микроскопом, будут удалять записи маслом. Там, где темперу не обнаружат, оставят масляный слой. Одновременно у специалистов появится возможность сравнить «Пьету» с известными произведениями Рименшнайдера и попытаться определить: эта работа школы или самого мастера.
Весь процесс реставрации «Пьеты» займет не менее двух лет. «Мы настроены на качественный результат, а не на ударные сроки», — подчеркнул Агарков, который руководит группой реставраторов.
Любопытна история бытования скульптуры. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Яна Цехановская, хранитель скульптуры, «Пьета» поступила в Музей истории религии в 1947 году после закрытия в Москве Центрального антирелигиозного музея. Прежде она находилась в костеле Петра и Павла в московском Милютинском переулке. Сейчас храм не существует, его архив не сохранился, но можно предположить, что скульптура была вкладом состоятельного прихожанина.
Место «Пьеты» в постоянной экспозиции музея не будет пустовать. Его сразу же заняла деревянная скульптура XIV века «Мадонна с Младенцем», которая когда‑то экспонировалась постоянно, а последнее время находилась в фондах.
Читайте также:
В Полярном флигеле Шереметевского дворца открылась выставка «Дом занимательной науки»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7954) от 23.07.2025 под заголовком «Кто автор «Пьеты»».





Комментарии