В Музее истории Петербурга открылась выставка «Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету»

На выставке (12+) в особняке Румянцева представлены более 80 картин и рисунков известного ленинградского художника, ученика Малевича, и его верной последовательницы в 1960-е годы. Картины Стерлигова находятся в коллекции самого музея. Многие из работ Александровой, находящиеся у наследников и в частных собраниях, публика увидит впервые.

В Музее истории Петербурга открылась выставка «Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Живописно-пластическая система Стерлигова, которую он назвал «чаша-купол», стремясь создать на холс­те или бумаге возвышенные образы земли и неба, появились в начале 1960‑х годов. Как позже вспоминала Татьяна Глебова, художница и соратник Стерлигова, он отправился на пленэр на Крестовский остров и вдруг увидел, как небо соединилось с землей. Об этом выразительно свидетельствуют его пейзажи «Море. Композиция № 4» и «Лисий Нос. Композиция № 2». Оба созданы в 1962 году.

Через год Александрова, выпускница графического факультета Академии художеств, книжный иллюстратор, познакомилась со Стерлиговым и вскоре нарисовала карандашом его портрет, пейзаж позади модели явно создан по методу нового учителя.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Ирина Голубева, сокуратор выставки, основная часть проекта показывает работы Александровой, созданные с конца 1970‑х годов, уже после ухода Стерлигова. Художница продолжает следовать системе «чаша-купол» для создания рисунков и картин на духовные сюжеты. Таковы гуаши «Богородица», «Крест с Ликом» и «Лесной ангел». Отдельный зал выставки посвящен графическим композициям на темы «Фауста» Гете и «Мастера и Маргариты» Булгакова. «Это не иллюстрации в привычном понимании этого слова, в них нет прямых отсылок к текстам, — поясняет Голубева. — Для художницы было важно передать духовные поиски персонажей, живших в совершенно разные времена. В центре этих серий — портрет Фауста и рисунок «Четыре всадника» к роману Булгакова.

В последние годы жизни Александрова сосредоточилась на живописи. На выставке представлены два триптиха на ветхозаветные и новозаветные сюжеты. В начале XXI века художница стала использовать коллажную технику, встраивая в живописные полотна вставки из ткани. Таковы «Третий день», «Рождение Иисуса Христа. Евангелие от Луки», «Рождение Иисуса Христа. Евангелие от Матфея». К 2012 году относится картина «По следам Учителя». На незагрунтованном холсте Александрова тонкой линией изображает чашу и купол.

Выставка работает по 20 февраля.

Читайте также:

Легенда лепила омара. Как возрождался после нацистской оккупации Гатчинский дворец

Во Всероссийском музее А. С. Пушкина открылась выставка «О дивный «Новый мир»


#культура #выставка #особняк Румянцева

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7833) от 24.01.2025 под заголовком «В поисках вечного».


Комментарии