В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков работает выставка Софии Азархи

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков можно посмотреть выставку Софии Азархи — петербургской художницы, сценографа и историка моды. Автор назвала ее «Игрушки оживают ночью». Работая в технике текстильного коллажа, она приглашает зрителя в мир детских воспоминаний, мифологических персонажей и футуристических грез.

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков работает выставка Софии Азархи | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Фирменный стиль художницы — собирать и использовать ткани и сшитые из них вещи, которые хранят память о временах и людях, в них живших. Материалы могут быть как старинные, например, русское кружево и вышивка, так и советского времени — школьные платья, бабушкины чулки «в резинку», кожаные куртки. Создание коллажа для получения художественного образа — это долгое и тщательное складывание пазла из тканей. «Стараюсь по минимуму использовать ножницы», — поясняет Азархи.

В свое время она окончила Мухинское училище (ныне — Академия им. А. Штиглица) по специальности «Моделирование костюма», работала театральным художником, выпустила книгу «Модные люди. К истории художественных жестов нашего времени» о петербургских дизайнерах одежды и художниках, которые использовали одежду в своих работах. Этот творческий багаж помогает Азархи создавать с помощью простых, на первый взгляд, «тряпочек» собственный мир, населенный самыми разными персонажами.

Азархи1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Художница предпочитает работать сериями. Коллажи из серии «Автопортреты» и «Ситуации» связаны с детскими и отроческими воспоминаниями. Бабушка, стирающая белье, и беззаботная Соня, которая использует этот удобный момент для запуска мыльных пузырей. Чтение романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», не входившего в программу обязательного летнего чтения и тем особенно притягательного. Пришкольный участок на улице Константина Заслонова с кукурузой во времена повальной моды на ее выращивание. «Растения поднимались выше человеческого роста, но початков мы так и не получили, — вспоминает художница. — А еще мое юное сердце наповал сражали военные моряки в форме черного цвета». Теперь это воспоминание отразилось в коллаже «Зима» — военный моряк и модная «тетенька» в меховом пальто, идущие по заснеженной улице…

По словам художницы, зная ее интерес к текстилю, друзья и просто знакомые постоянно дарят ей ткани. Недавно подарили куски оранжевого шелка от дирижабля. Так появилась серия «Три иконы футуризма», посвященная русскому авангарду, — «Механический человек», «Воин» и «Погасшее солнце». Другая серия вдохновлена подарком старых этнографических полотенец с кружевами и вышивкой. Азархи создала серию «Мифология» по мотивам русского фольклора.

Иногда художница изменяет текстилю в пользу других материалов, показывая на выставке некоторые опыты. Из папье-маше созданы «Геспериды», которых освободил из плена ­Геракл, совершив свой последний, двенадцатый, подвиг. Но это уже другая история.


#выставка #музей #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7390) от 06.04.2023 под заголовком ««Тряпочки», соединившие времена».


Комментарии