В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков работает выставка «Малые формы — большие чувства»
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков работает выставка петербургского скульптора Маргариты Соловьевой-Ефимовой «Малые формы — большие чувства» (12+), приуроченная к 90‑летию со дня рождения автора. Круглая дата одним напомнит, а других познакомит с ярким представителем ленинградской школы керамики 1970‑х годов.

ФОТО АВТОРА
Несколько лет назад в Русском музее прошла выставка «Пейзаж в скульптуре», где была показана композиция из керамики Соловьевой-Ефимовой «Под дождем», которая почти буквально и в то же время образно иллюстрирует пословицу «как грибы после дождя». Но основными персонажами скульптора были и остаются люди.
Как рассказывает Марина Стекольникова, ведущий научный сотрудник сектора скульптуры ХХ — начала XXI века Русского музея, в 1970‑е годы появилось понятие «керамопластика». Тогда новый язык декоративной скульптуры из обожженной глины позволил тем, кто работал с этим материалом, передать разнообразие и глубину человеческих переживаний. Соловьева-Ефимова добавила к глине яркие краски. Возможно, любовь к цвету досталась ей по наследству: Анна Ефимова, ее мама, была известной ленинградской художницей, мастером росписи по фарфору, много лет трудилась на ЛФЗ.
Скульптор сначала училась в Художественном училище им. В. А. Серова и Мухинском училище, работала реставратором в Русском музее и преподавателем рисования в районном Доме пионеров и школьников. В итоге накопленный творческий и жизненный опыт позволил Соловьевой-Ефимовой стать свободным скульптором. Впрочем, как вспоминают ее коллеги, это было возможно при советской системе домов творчества, где скульпторы получали не только «хлеб и кров», но и все необходимые материалы, а также, что особенно важно для керамистов, печи для обжига своих работ.
Выставка построена как путешествие по воображаемому городу, среди его обитателей. Сначала «Встреча» — эпиграф к выставке, а затем знакомство с обитателями города, среди которых — «Глядящий», «Растущий», «Крылатый», «Поэт»… По словам Стекольниковой, «это клоуны и клоунессы, передающие состояние праздничного воодушевления. Рядом с ними — взрослые и дети с воздушными шарами, наивные мечтатели. Все вместе они трепетно напоминают о простом тихом человеке, знакомом нам по русской классической литературе».
Галерею персонажей завершает «Многоликость» — образ современного человека, жителя мегаполиса.
Выставка открыта по 22 июня.
Читайте также:
Народный музей «А музы не молчали…» представил новые поступления в свою коллекцию
Графика священных текстов. Музей истории религии показал самую большую в своей истории выставку
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7889) от 15.04.2025 под заголовком «Многоликая керамика».
Комментарии