В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открылась выставка «Страсти по человеку»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков работает персональная выставка «Страсти по человеку» скульптора Левона Лазарева (1928 – 2004) из музеев и частных собраний. Она приурочена к 95‑летию со дня его рождения.

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открылась выставка «Страсти по человеку» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Автор памятников «Подвигу пожарных Ленинграда. 1941 – 1945», Джакомо Кваренги, Андрею Сахарову, Гете и Баху, установленных в нашем городе, предстает мастером порт­ретов, выполненных в самых разных материалах — бронзе, гипсе, дереве и красками на холсте.

На вернисаже один из друзей скульптора вспомнил эпизод одной зарубежной поездки Лазарева. Там в художественной мастерской зашла речь о памятнике Сергею Дягилеву. «Что у тебя здесь есть из материалов?» — спросил скульп­тор коллегу. Оказалось, только кусок пластика. Но Лазарев смял его так, что получился портрет знаменитого импресарио.

Замечательно сказал про Лазарева на том же открытии выставки художник Анатолий Заславский. По его мнению, скульпторы делятся на две группы по методу работы над портретом. Одни долго и тщательно работают над бюстом или фигурой, добиваясь точности во всех деталях. Другие, их значительно меньше, могут подобрать на дороге камень или кусок металла, что‑то отсечь, что‑то добавить, и получается образ человека. Именно таким был Левон Лазарев.

Его творческая биография выглядит безоблачной: учился скульп­туре в Тбилиси и Москве, окончил Мухинское училище в Ленинграде, вскоре был принят в Союз художников. Что в советские времена давало определенный статус, возможность трудиться по профессии, получать заказы, которые кормили. На самом деле Лазарев долго боролся за право работать не по академическим канонам. Так было с памятником Кваренги, который установлен на Садовой улице, 21. Имя архитектора значилось еще в плане монументальной пропаганды, придуманном в первые годы советской власти. В 1927‑м на Биржевой площади был установлен бетонный бюст работы скульптора Александра Улина. Он простоял недолго, и следы его затерялись. В 1967 году было решено отметить 150‑летие со дня смерти Кваренги установкой нового памятника. Лазарев выиграл конкурс, предложив бюст, напоминающий некоего античного философа и мало внешне похожий на некрасивого архитектора. Скульптор убедил жюри, что важнее портретного сходства создание образа зодчего — мыслителя, построившего здания Смольного, Манежа, Эрмитажного театра и еще десяток петербургских зданий эпохи классицизма.

Выставка Лазарева2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Памятник пожарным был создан в 1981 году, а установлен лишь в 1995‑м. Первая персональная выставка Лазарева был открыта только к его 60‑летию.

Нынешняя подкупает прежде всего своим аскетизмом. Скульп­тур немного, им просторно. О том, что Лазарев был еще и живописцем, и графиком, напоминает только выразительный портрет Дмитрия Шостаковича.

Основное место отдано скульп­туре — загадочно улыбающийся Гоголь, мятущийся Хлебников, мыслитель Иосиф Орбели, самоуверенный Дягилев… Рядом несколько «античных» фигур — богинь и богов, ведомых Аполлоном. В финале показана последняя работа скульп­тора. «Бегство в Египет» — один из самых популярных сюжетов в мировом искусстве. Лазарев находит свою интонацию, скорбную и сдержанную, одевая Марию и ­Иосифа, идущих по пустыне, в одеяния из старой кровельной жести.

Как‑то артист Армен Джигарханян сказал о творчестве Лазарева: «Его искусство беспокоит, не дает ожиреть душе, заставляет думать и сострадать, чтобы понять прежде всего себя». Попробуем последовать этим словам.


#скульптор #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7392) от 10.04.2023 под заголовком «Скульптура — зеркало души».


Комментарии