В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открылась выставка Алексея Штерна «Не внешне, а по существу»

На ней представлено около тридцати работ художника в жанре портрета, выполненных на холсте и на дереве (12+).

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков открылась выставка Алексея Штерна «Не внешне, а по существу»  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Карьера Штерна, родившегося в 1942 году, необычна даже для второй половины прошлого века, богатой на самые разные творческие биографии. Как дипломированный театральный художник, он работал сценографом в различных театрах СССР, потом выучился на режиссера у Олега Ефремова, служил во МХАТе, ставил спектакли в Театре Комедии имени Н. П. Акимова в Ленинграде. В 1979 году Штерн покинул театральные подмостки, стал преподавать сценографию в Академии художеств, а в начале 2000‑х выбрал путь свободного художника.

Через несколько лет его имя становится известным широкой публике, приходит время персональных музейных выставок. В том числе в 2005 году — в Русском музее. Быстро складывается узнаваемый стиль Штерна-портретиста, работающего с моделями уважительно, но не комплиментарно. Таковы представленные на выставке портреты писателя Виктора Конецкого, переводчика Сергея Вольского, искусствоведа Людмилы Иволгиной.

Штерн не только использует традиционные «холст, масло», но и часто расписывает спилы дерева разной формы. Создавая портрет коллекционера Николая Благодатова, художник сначала нарисовал лицо, а затем обжег нижнюю часть спила, чтобы получить выразительный образ бородатого мужчины.

Скульптура — еще одна сторона творчества Штерна. «Лев Толстой» собран из нескольких деталей от старых стволов деревьев. Скульп­тура (или объект) с нарисованными пронзительными глазами создает точный образ знаменитого старца из Ясной Поляны, к мнению которого прислушивались тысячи людей.

Лучшая, на мой взгляд, работа на выставке — «Портрет композитора Софии Губайдулиной». Автор глубоких духовных произведений изображена в черном берете, отсылающем одновременно к автопортрету Альбрехта Дюрера и к представлениям о монашеском служении. В данном случае — служении музыке.

Читайте также: 

Музыкальный портрет музея. В Гатчинском парке вновь пройдёт фестиваль «Ночь музыки»

В Петербурге открылась выставка работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина


#музей #выставка #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7951) от 18.07.2025 под заголовком «Старец из Ясной Поляны».


Комментарии