2Vtzqv4Hz9U

В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков открылась выставка «Сон — белый конь»

Она впервые представляет широкой публике творчество Оскара Клевера (1887 – 1975), петербургского и ленинградского театрального художника. Более 150 произведений собраны из Центрального государственного архива литературы и искусства Петербурга (ЦГАЛИ), из Всероссийского музея А. С. Пушкина, Музея театрального и музыкального искусства, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также частных коллекций.

В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков открылась выставка «Сон — белый конь» | Эскиз игрушки «Русалка на ветвях сидит». 1949./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Эскиз игрушки «Русалка на ветвях сидит». 1949./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Основная часть произведений Клевера хранится именно в ЦГАЛИ. О причинах рассказал на открытии выставки Сергей Чернобай, историк, заведующий отделом обеспечения сохранности и государственного учета документов этого архива. Последние годы жизни Клевер провел в Ленинградском доме ветеранов сцены. После его ухода весь архив художника, не оставившего наследников, был передан в ЦГАЛИ.

Оскар Клевер родился в семье Юлия Клевера, известного пейзажиста, профессора Академии художеств. Первые уроки рисования Оскар получил у отца, потом учился в частной художественной школе Льва Дмитриева-Кавказского, известного офортиста. На выставке представлены его портрет, а также портрет старшего брата Юлия, созданные в 1900 году.

Клевер брал уроки акварели у Александра Бенуа, под влиянием которого решил работать для теат­ра. В 1913 году, несмотря на юный возраст, он становится главным художником петербургского Передвижного театра Павла Гайдебурова и Надежды Скарской. Пережив революцию, этот театр стал специализироваться на постановках агитационных спектаклей, которые именовались «мессами», например, «месса в память Тургенева». Позже Клевер работал художником-постановщиком в других коллективах. От того романтического времени сохранился эскиз декораций «Инсценировки памяти Ленина» для Агитационного театра. В этой работе чувствуется влияние Натана Альт­мана, у которого Клевер учился в 1918 – 1919 годах в Петроградских свободных художественно-­учебных мастерских.

Великая Отечественная война застала Клевера и двух его сестер, Марию и Викторину, в Пушкине. Их угоняют в Германию, немецкие корни приводят семью в лагерь для перемещенных лиц. После Победы Клеверу вместе с сестрами удается поселиться во Всеволожске, и только в 1949‑м они получили разрешение перебраться в Ленинград.

Клевер и две его сестры много лет жили в 17‑метровой комнате в коммунальной квартире в бывшем общежитии Передвижного театра. Но и в таких условиях художник продолжал работать над эскизами декораций для профессиональных и самодеятельных театров (в последнем случае — за символические гонорары), а также создавать иллюстрации к произведениям классиков и фантазийные сюжеты. Только в 1964 году Клевер как театральный художник получил возможность переехать в Дом ветеранов сцены.

Клевер1_Пр.jpg

Эскиз куклы «Повариха». 1949./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


В ЦГАЛИ хранится 46 иллюстраций Клевера к 28 сказкам Андерсена, некоторые представлены на нынешней выставке. В том числе — к сказкам «Снежная королева», «Ангел» и «Всякому свое место». Любопытный раздел выставки — акварельные эскизы игрушек и сами игрушки из папье-маше, изображающие персонажей поэмы «Руслан и Людмила» и «Сказки о царе Салтане». Они датированы 1949 годом и, вероятно, создавались к 150‑летию со дня рождения поэта. К 1940‑м годам относятся эскизы костюмов к пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь» и другим постановкам. Каким именно и в каких театрах — предмет дальнейших исследований.

К поздним произведениям Клевера относятся иллюстрации к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и серия акварелей «Привидения», в которых художник вспоминает свою юность, когда в моде был символизм. Финал выставки — автопортрет 1970‑х годов, сделанный шариковой ручкой, которую ведет твердая рука мастера.


#выставка #художник #эскизы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (7515) от 04.10.2023 под заголовком «Клевер, сын Клевера».


Комментарии