В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков работает выставка «Виктор Вильнер. Явь и призрачность в искусстве»
Выставка (12+) приурочена к 100‑летию со дня рождения ленинградского-петербургского художника. Он был мастером литографии, «влюбленным в камень», как говорят о нем друзья и коллеги. В экспозиции представлено 80 листов из музейных и частных собраний.

ФОТО АВТОРА
Биография Вильнера (1925 – 2017) укладывается в несколько строк. Ленинградец, участник Великой Отечественной войны, окончил Художественное училище им. В. А. Серова, работал учителем рисования в школе, иллюстрировал книги. В начале 1970‑х годов стал заниматься цветной литографией большого формата, которой посвятил почти полвека. Выставка соединила несколько основных серий художника: «Дни нашей жизни», в которых представлен Ленинград 1960 – 1980‑х годов, «Белые ночи», основанная на сочетании фантастических пейзажей, где над Невой летают нимфы, атланты разводят мосты, а в каналах плещутся тритоны, а также «Литературная импровизация» по поэме «Медный всадник» и повести «Пиковая дама» Пушкина, повестям «Нос» и «Шинель» Гоголя и роману «Петербург» Андрея Белого. Отдельные работы, в частности «Отбой воздушной тревоги», посвящены жителям блокадного Ленинграда.
Работы Вильнера часто называют сюрреалистическими — городские здания теснятся, улицы всегда переполнены транспортом и народом, если идет уборка снега, то этим занимаются стар и млад, как с помощью техники, так и простых лопат, оказавшихся под рукой. Про летающих нимф, гоголевский нос и говорить нечего.
Но, по мнению Натальи Козыревой, заведующей отделом рисунка Русского музея, Вильнер не был сюрреалистом. «Художник был невероятным реалистом и по изображению, и по пластике, и по игре цветом. Его сила — воображение, которое удивительно сочетало то, что мы можем видеть вокруг себя, и то, что для Вильнера находилось внутри этой реальности. И он там жил, внутри пейзажа, внутри архитектуры, внутри литературы. И это было для него органично: статуи, булыжники, эркеры обладали для него жизнестойкой силой. Для него было естественным изобразить огромную шинель, которая лежит вдоль улицы, занимая ее во всю ширину. А по шинели «под парами» движется утюг, настигая то ли Башмачкина, то ли Чарткова, то ли Поприщина.
Каждый день Вильнер шел пешком из дома на Стремянной улице, где он жил, в литографскую мастерскую на Песочной набережной, то есть через полгорода, и наблюдал «Дни нашей жизни». Вильнер ничего специально не придумывал», — размышляет Козырева.
Выставка работает по 22 июня.
Читайте также:
Выставочный проект «Слово — ленинградцам!» открылся в Президентском физико-математическом лицее №239
В архивах Петербурга появились новые документы с информацией о блокадниках
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7884) от 08.04.2025 под заголовком «Нереальная реальность в искусстве».
Комментарии