В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков открылись три персональные выставки
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков (МИСП) открылись три персональные выставки, которые гармонично дополняют друг друга. Иван Петровский, неизвестный мастер 1930‑х годов, представлен в основном графическими работами. Валентина Рахина — художница из группы «Одиннадцать», созданной в 1970‑е годы, — яркими, насыщенными цветом, картинами. Алла Давыдова — активно работающий современный автор, которая сочетает в своем творчестве гобелен и станковую живопись.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Выставка «Открывая прошлое» Ивана Петровского (1902 – 1941) готовилась несколько лет. Биография художника укладывается в несколько строк. Учеба на рабфаке ВХУТЕМАСа в Москве, потом поступление в Академию художеств в Ленинграде. Петровский попал в вуз в 1930 году, как раз в то время, когда там насаждался так называемый бригадный метод обучения. Одну картину, разделенную на «квадратики», создавала бригада студентов. Кому что достанется. Лучшие профессора академии протестовали, и через два года был возвращен индивидуальный метод. Петровский не стал ждать. Но без диплома он не мог претендовать ни на серьезные заказы, ни на выставки. Перебивался случайными заработками. Именно тогда он встретил Тамару Хмельницкую, юного филолога, ученицу Юрия Тынянова и Виктора Шкловского. Она стала музой и женой художника, они счастливо прожили десять лет. В сентябре 1941 года Петровский ушел в народное ополчение и погиб под Стрельной в первом бою.
Хмельницкая долгие годы хранила наследие мужа и в 1993 году передала МИСП более двухсот его рисунков и картин. Они потребовали длительной кропотливой реставрации, чтобы теперь часть из них смогли впервые увидеть любители искусства.
На вернисаже Наталия Козырева, заведующая отделом рисунка Русского музея, на мой вопрос, о чем выставка Петровского, ответила: «О любви». Все свое мастерство рисовальщика художник вложил в изображения жены. Рисунки «Читает на диване», «Сидящая», «Завтрак. Чашка чая», а также живописные портреты образуют трепетную серию.
Еще две серии рисунков (в первую вошли «Марш», «Концерт», «Оркестр», во вторую — «Дровосек», «Уборка сахарного тростника») показывают другого Петровского, кинематографичного, экспрессивного, освоившего уроки русского авангарда. Возможно, это были эскизы декораций для театра или мюзик-холла. О самих постановках ничего не известно.
Выставка «Просто о жизни» Валентины Рахиной (1932–2013) посвящена 90‑летию со дня рождения художницы. Она ничего не выдумывала, всегда рисовала с натуры, но не копировала. Из всей группы «Одиннадцать» для нее единственной цвет был главной ценностью. Сочная, только что не тропическая зелень на картине «Таврический сад», яркие платья внучки и ее игрушки в сюжете «Девочка с куклой», хлеб, кувшин и снедь в натюрморте «У озера». Основную часть произведений Рахиной предоставили для выставки наследники художницы.
Алла Давыдова назвала свой проект «Воздушные пути». Отсылка к Борису Пастернаку, который говорил об этих путях как преодолении границ, не случайна. В последние годы Давыдова совмещает занятия гобеленом и живописью. Для нее важно сделать осязаемыми понятия времени и памяти. Отсюда серия миниатюрных гобеленов «Семейный альбом», созданная на основе домашнего фотоархива. Девочка, стоящая рядом с игрушечным верблюдом, и два брата в белых костюмчиках с большими разноцветными бантами, «переведенные» с фотобумаги в разноцветные нити, становятся нашими современниками.
В гобелене «Гибель Атлантиды» художница соединяет вытканные колонны, затапливаемые морем, вплетая в них две реальные щепки, отполированные морской водой. Получается очень личная история о древней цивилизации. Двумя картинами с изображениями ночного экспресса «Петербург— Москва» (вид в коридоре спального вагона и мчащийся состав с дачной платформы) Давыдова возвращает нас в XXI век.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7147) от 11.04.2022 под заголовком «Портреты жены художника».
Комментарии