В Музее Достоевского открылась выставка художника Василия Калужнина
В Музее Достоевского открылась выставка картин и рисунков Василия Калужнина «Городу, сжимавшему дыханье». Название — строка из стихотворения Татьяны Гнедич, современницы Калужнина, как посвящение городу, в котором на Литейном проспекте, 16, художник провел большую часть жизни.

Василий Калужнин. Автопортрет. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора
За последние полтора года это третья персоналия Калужнина (1890 – 1967), который при жизни выставлялся один раз, а потом был забыт. Для нового показа отобраны произведения из Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме и частных коллекций.
В 1920‑е годы Калужнин входил в объединение «Круг художников», ведомое Александром Самохваловым и Вячеславом Пакулиным, был знаком с Анной Ахматовой и Сергеем Есениным. Но изгнанный «за формализм» из Союза художников, он предпочел незаметную для более успешных коллег (для публики — тем более) жизнь преподавателя рисования в ремесленном училище. В блокаду его спасла работа оформителем в Доме офицеров. А потом был труд в тесной комнатке ленинградской коммуналки. Как горько звучат в его письме к давнему другу Соломону Никритину слова: «Что ж! Тружусь! И довольно много. Есть результаты. Но! Нет денег…».
Выставка приурочена к выходу капитального тома «Василий Калужнин. Книга о художнике». В ней Светлана Грушевская, куратор выставки, прокомментировала большое эпистолярное наследие Калужнина, которое хранится в РГАЛИ. Они переписывались с Никритиным полвека. Ответные письма из Москвы не сохранились.
На выставке впервые показана картина «Тоннель. Электросварка». Вряд ли Калужнин имел возможность спуститься в шахту, где прокладывали метро. Но он читал газеты: яркие фиолетовые всполохи в темноте шахты были его фантазией на тему важной стройки. «Вечер у реки» с мерцающими во тьме желтыми фонарями напоминает работы импрессионистов. Совсем в другой, «белоночной», тональности решен пейзаж «Дворцовая набережная». Эвакуация эрмитажных картин летом 1941 года волновала Калужнина многие годы. Он был участником этого героического события, а также получил разрешение установить мольберт и сделать несколько эскизов. На выставке показана картина военного времени и несколько более поздних работ, связанный с этой темой.
Выставка открыта по 15 сентября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7240) от 25.08.2022 под заголовком «Трудившемуся много».
Материалы рубрики
Сокровища древних царств. В Эрмитаже открылись две новые выставки
Популярные экспонаты Музея Арктики оставались на своих постоянных местах в дни вражеской блокады
В библиотеке Лисьего Носа проходит выставка Олега Захарова «Труд. Блокада. Лисий Нос»
В Музее Достоевского открылась выставка акварелей Бориса Шаулова «Петербургские дворы»
Михаил Пиотровский. Прошлое учит и готовит к будущему
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии